наталья борисова
Инновационные подходы к формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные подходы к формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Мы живем в современном мире, в котором все, что нас окружает, связано с техническим прогрессом и, конечно же, с правилами. Правила помогают наводить порядок в жизни человека. Одними из таких правил являются правила дорожного движения. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. За 6 месяцев 2016 года в Курской области зафиксировано 74 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков до 16 лет. При этом один ребенок погиб, еще 77 получили травмы. [2]
Публикация «Инновационные подходы к формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР,» размещена в разделах
Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Поэтому, следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными.
В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах :
Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным,
Н. И. Клочановым, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгиной и других авторов. Работая с детьми с общим недоразвитием речи (далее ОНР, я пришла
к выводу, что невозможно приспособить поведение этих детей к условиям дорожного движения только в рамках традиционной программы, здесь должна вестись систематическая работа по всем направлениям
не изолированно друг от друга и идти в ногу с работой логопеда и совместной деятельностью с родителями. Так как эти дети находятся в равных жизненных условиях, с детьми, развивающимися в норме. Придет время, когда им будет необходимо самостоятельно посещать школу и что делать, если путь лежит через дорогу? Поэтому одним
из направлений своей работы я выбрала долгосрочную проектную деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков безопасного поведения на улице города «Дорога без опасности».
В современных методических и психологических исследованиях отмечается, что несформированность всех компонентов речи у детей
с общим недоразвитием речи ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует усвоению знаний. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные трудности в овладении знаниями в целом (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).[6]
В своей практике я столкнулась с проблемами. Объем усвоения и понимания нового материала снижен практически вдвое по сравнению с детьми, чья речь развивается в норме. Это является следствием особенности их развития. Так же отмечается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, трудности в запоздалом формировании схемы собственного тела и дальнейшей ориентировки тела
в пространстве (не могут правильно показать правую руку, левое ухо, не могут правой рукой достать левое ухо и т. д.). Трудности в понимании предлогов, наречий, которые отражают пространственные отношения и передающие направления движения. [1] Поэтому планируя свою работу с детьми с ОНР, необходимо учитывать уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем, так как, если данный навык не сформирован понимание материала по ориентации на дороге не может быть доступным. Важно не просто перейти дорогу, а правильно оценить обстановку и ее опасность, что опирается на основные понятия и представления.
На занятиях по ФЭМП и развитию речи дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях, знакомятся с пространственными наречиями и предлогами. А их усвоение у детей происходит в различных видах деятельности. В развитии пространственных представлений особую роль играют конструирование и изобразительная деятельность, путем включения адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь. А так же эта работа должна закрепляться во время прогулки, экскурсий, игр, на физкультурных и музыкальных занятиях и в практической ориентировке в групповой комнате и других помещениях детского сада.
Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество овладения навыками безопасного поведения на дороге. Формируя пространственную ориентировку у детей с ОНР старшего дошкольного возраста важно учитывать индивидуальный уровень развития детей, и в соответствии с возможностями ребенка подбирать материал и дидактические игры разной сложности.
А. В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, в которой можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь состоит из нескольких подуровней. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями в онтогенезе.
Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.
Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. Развитие пространственных представлений подчиняется закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали, представления о правой и левой стороне.
Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов, как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу появляются в речи ребенка позднее.
Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся.
Таким образом, перечисленные уровни пространственно временных представлений формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. При подготовке ребенка к школе необходимо специально позаботится о своевременном развитии у него пространственных представлений. Без этого он неизбежно столкнется с большими трудностями. [5]
Яркие впечатления, переживания, эмоции, вызванные в ходе всей проделанной работы, способствуют формированию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих. Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка с взрослыми.
В свою очередь систематическая совместная деятельность по формированию у детей с ОНР навыков безопасного поведения на улице способствует развитию внимания, мышления, всех компонентов речи, моторики, ориентировки в пространстве.