Елена Терещенко
Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Для обеспечения полноценного развития дошкольника взаимодействие с семьей является одним из основных задач современных дошкольных образовательных учреждений. О необходимости и важности сотрудничества ДОУ с семьей подчеркнуто в ФГОС ДО [14,р. 1, п. 1.4.5], Программе развития образования РФ на 2013-2020гг. где указано, что одним из основных направлений сотрудничества должно стать «. усовершенствование работы с семьей, широкое привлечение родителей к образовательному процессу» [4, с. 23].
Публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель статьи: проанализироавать и раскрыть формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Как показывает анализ историко-педагогических источников, прогрессивные отечественные педагоги и общественные деятели XIX - начала ХХ в. (К. Ушинский [13, с. 475], Е. Водовозова [3, с. 173], С. Русова [9, с. 544] и др., в своем педагогическом наследии ставили вопрос о необходимости оказания помощи родителям в воспитании детей. А именно: воспитание и обучение детей, начиная с их рождения; изучение влияния наследственности на развитие детей дошкольного возраста; ошибки родителей в воспитании детей.
Актуальные вопросы исследуемой темы подробно обоснованы в трудах таких современных ученых, как В. Иванова [6, с. 73], Н. Виноградова [2, с. 9], Т. Маркова [7, с. 21]. По мнению Т. Марковой «Для реализации программы знаний предусматриваются различные формальные и неформальные мероприятия (консультации, беседы, инструктажи, курсы и семинары, услуги видеотехники, деятельность в церковных общинах и др.)» [7, с. 21]. Таким образом, автор рассматривает «воспитание родителей как постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности»[7, с. 38].
Разнообразие форм работы с родителями должно быть взаимосвязано и представлять единую поэтапную систему (лекции, практикумы, беседы и др., предусматривающую ознакомление родителей с основами теоритических знаний, с новыми идеями в области педагогики, в большей мере на практике работы с детьми.
Формы педагогического просвещения родителей – способы организации совместной деятельности и общения педагогов ДОУ и родителей, с целью обогащения педагогическими знаниями.
М. В. Спичак разделяла формы педагогического просвещения родителей на – активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на: традиционные и нетрадиционные [11, c.27].
Активные формы - взаимодействия с родителями : тренинги, предлагается решение педагогических ситуаций, ситуационно-ролевые игры.
Пассивная форма – родительские собрания, лекции, где родители выступают в роли пассивных слушателей. Связь педагога с родителями в пассивных методах осуществляется путем опросов, тестов и т. д.
Индивидуальные формы - индивидуальные консультации, беседы, посещения семьи, через которые педагогу можно выяснить у родителей информацию, необходимую для дальнейшего взаимодействия с ребенком : особенности здоровья, поведение, увлечения, моральные ценности и др.
Групповые формы – консультации, собрания, совместные мероприятия педагогов с большей частью родителей ДОУ (группы).
Традиционные формы работы: родительские собрания, лекции, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей. В настоящее время изменились принципы общения педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, искренности, открытости, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому эти формы рассматриваются как нетрадиционные.
Нетрадиционные: деловые игры, обмен родительским опытом (в частности через Сеть, круглые столы, наглядное распространение, конференции родителей.
Раскроем формы взаимодействия ДОУ с родителями более детально.
Активные формы :
- Тренинги — это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога [1, с. 34].
- Ситуационно-ролевые игры - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Пассивные формы:
- Родительские собрания - традиционные родительские собрания обычно проходят в форме доклада воспитателя на заданную тему и рассмотрения организационных вопросов. Обычно, на таких собраниях родители малоактивны. [8, с. 170].
- Лекции - беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях детей данного возраста; подходах к воспитанию детей и др.
Индивидуальные и групповые формы:
- Консультации, беседы, собрания – их цель, усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
- Посещение семьи – помощь родителям заключается в том, что нужно во всех отношениях, тщательно, изучить каждую семью, каждого ребенка: определить материальное положение семьи, особенности поведения ребенка в семье; ознакомиться с уровнем педагогической культуры родителей; выяснить, какие трудности испытывают родители; изучение полезного опыта семейного воспитания с целью его распространения [5, с. 18].
Традиционные формы:
- Вечера вопросов и ответов - педагогическая информация наполненная разными вопросами, на дискуссионные темы, и ответы на них переходят в "бурное", заинтересованное обсуждение [11,с. 7].
- День открытых дверей - отличная возможность знакомства родителей с жизнью детей в дошкольном учреждении [12,с. 117].
Нетрадиционные формы:
- Деловые игры – простор для творчества. Тема для деловых игр - конфликтные ситуации. Цель игр - умение предупреждать конфликты. Они могут максимально приблизить участников игры к реальной ситуации, формируя навыки мгновенного принятия педагогически правильных решений, умения своевременно заметить и исправить ошибку [10, с. 94].
- Встречи за “круглым столом” - в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. Стоит обратить внимание, что в этой форме работы практически каждый родитель принимает участие, обмениваясь собственным опытом, интересными наблюдениями и полезными советами (в частности через Сеть) [10, с. 9].
- Наглядное распространение - сочетая различные методы наглядности, позволяет ознакомиться с вопросами воспитания через материалы выставок, стендов, папок-передвижек и т. д., доступно подает полезную информацию для родителей, а также показывает учебно-воспитательный процесс, новые методы работы [8,с. 31].
- Конференции родителей — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки.
Можно сделать вывод, что сотрудничать с семьей можно при помощи активных, пассивных, индивидуальных, групповых, традиционных и нетрадиционных форм, таким образом избегать формализма. Используя творчески нетрадиционные формы работы можно еще более эффективно и успешно сотрудничать с родителями. И если подходить со всей важностью и ответственностью к возможностям использования данных методов, это будет весомым вкладом в процесс формирования личности каждого ребенка и коллектива в целом.