Наталья Каменская
Аттестационная работа воспитателя на первую категорию «Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитывать здоровых, всесторонне развитых людей.
Публикация «Аттестационная работа воспитателя на первую категорию „Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677).
В соответствии с ФГОС следует, что такое направление как «работа с родителями» превращается во «взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО» (п. 2.11). В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Наше ДОУ работает по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания».
Актуальность обновления содержания сотрудничества с семьей обусловлена необходимостью активизации и интеграции работы всех специалистов дошкольного образования в решении проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в ДОО из семьи и возвращается в свою семью. Семья для ребенка – первичная социальная микросреда. Неоспоримо ее огромное влияние на развитие ребенка.
Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на своих детей. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать детей, другие – не умеют, третьи – не понимают, зачем это нужно. Усугубляется это тем, что молодые семьи стремятся жить отдельно от старших, у многих родителей отсутствует опыт общения с младшими братьями и сестрами, утерян опыт традиций семейного воспитания. Все это приводит к проблемам воспитания ребенка в семье.
Проблемы воспитания детей существуют и в семьях воспитанников моей группы. Изучение семей позволило выявить проблемы семейного воспитания :
В анкетировании родителей приняли участие 25 человек или 75% от общего числа родителей.
Изучение анкет родителей позволило получить следующие результаты: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ: Образование родителей: высшее – 24%, среднее специальное – 59%, среднее – 17% Семейное положение: полная семья -77%, неполная семья – 23% Социальный статус: служащие – 24%, рабочие – 24% интеллигенция – 26%, предприниматели – 15%, безработные – 11% Количество детей в семье : 1 ребенок – 21%, 2 ребенка – 68%, многодетные – 11%
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ ДЕТСКОГО САДА высказали 68% родителей; 27%) родителей работа педагогов устраивает частично; 5% родителей работа детского сада не устраивает. Родители отмечают, что получают информацию от воспитателя (60%, наглядной информации (23%, на собраниях (17%).
– уменьшение продолжительности и формализации общения матери и отца с ребенком;
– недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;
– неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его духовных потребностей;
– незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя из вышеизложенных проблем взаимодействия с семьями воспитанников, поставила перед собой
Цель: сплочение детей и родителей, установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
Для реализации поставленной цели мной были определены следующие задачи:
. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
. Установить доверительные партнёрские отношение.
. Развивать различные формы сотрудничества совместного и индивидуального подхода к семьям.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей успешного сотрудничества, и доверительных отношений я изучила необходимую педагогическую литературу, электронные источники по данной теме. В начале учебного года на первом родительском собрании ознакомила родителей с годовым планом группы, проинформировала об актуальных задачах воспитания и обучения на текущий год, о возможностях детского сада в решении этих задач, провела анкетирование родителей группы для того, чтобы спланировать свою дальнейшую работу, в данном направлении. (Приложение № 1)
Взаимодействие детского сада и семьи - двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию в системе «детский сад - семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла, поэтому в своей работе я стараюсь не упустить этот важный момент с поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.
По взаимодействию с семьями воспитанников использую принцип индивидуального подхода:
- индивидуальные вечерние беседы
- консультации по темам:
«Возрастные особенности старшего дошкольника»,
«Поделись хорошей книжкой»,
«Игры и игрушки для старшего дошкольника»,
«Как провести замечательный выходной всей семьей»,
«Агрессивный ребенок»,
«Особенный ребенок»;
-почта
- семейный альбом
- сочинение «Мой ребенок», чаще в виде устного рассказа.
Использую следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников :
1. Наглядно-информационные
- тематическими стендами, меняющиеся помесячно.
-в родительском уголке подобран материал для общего ознакомления с жизнью группы.
-расписание непосредственно основной образовательной деятельности
-ежедневный отчёт о жизни группы;
-правила внутреннего распорядка группы
-тема недели
-рекомендации по закаливанию;
-безопасное прибывание ребёнка в деском саду
- приглашаю к участию;
-необходимые нормативно-правовые акты;
-объявления.
Коллективные формы:
-семинары-практикумы:
- тренинги;
- клубы отцов, бабушек, дедушек;
- консультации с участием главного психоневролога города Новосибирска и других узких специалистов (учителя- логопеда, педагога-психолога). Рекомендую родителям и их воспитанникам обратиться за консультацией медико- педагогическую комиссию ДОУ;
- мини-собрания
- круглый стол
- педагогический брифинг
- педагогическая гостиная
- устные педагогические журналы
- педагогическая библиотека для родителей
-исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты.
Мною совместно с родителями были реализованы проекты:
- «Мой Новосибирск» - результат: макет Новосибирска, выставка детско-родительских рисунков «Где я люблю бывать», дети способны спланировать путь от дома до детского сада, школы.
- «Домашний любимец» - результат: выставка поделок «Домашний любимец», рассказы детей о домашних животных, удовольствие от процесса творческой деятельности, решение вопроса родителями о целесообразности заведения домашнего питомца.
- «Дед Мороз приносит подарки» - результат: целенаправленный, корректный подход к выбору игрушек для детей; стимулирование игровой деятельности, развитие импровизации в сюжетно-ролевой игре; радость, заряд положительных эмоций.
- «Моя мамочка» - результат: выставка детских рисунков
- «Портрет моей мамочки»,
- подарки своими руками для мам, бабушек, сестренок;
- рассказы детей о мамах, воспитание бережного и чуткого отношения к близким людям.
- творческий проект «Минута славы».
Досуговые формы взаимодействия с родителями.
При данной форме организации устанавливаются теплые неформальные отношения между педагогом и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем это позволяет проще налаживать с родителями контакты, предоставлять педагогическую информацию. К данной группе форм относятся проведение таких традиционных совместных праздников и досугов:
- «Встреча Нового года»,
- «Рождественские забавы»,
- «Масленица»
- «Праздник мам»,
- «Лучший папа»,
- «Папа, мама, я — дружная семья»,
- «Праздник урожая» и др.
-Вечер взаимодействия «Как мы весну встречали»
Не обойтись и без спортивных развлечений:
- «Зарничка»,
-семейные Олимпийские игры;
-дни именинников совместно с родителями.
Такие вечера помогли создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса, проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Родители выступают в роли непосредственных участников: участвуют в составлении сценария, читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории и т. д.
Организую родителей к участию в выставках:
- дары осени
- новогодняя игрушка
-Весна-красна
-Подарок для папы
Привлекаю родителей к посильной помощи в создании предметно-развивающей среды группы (приобретение пособий, уголков экспериментирования, дидактических игр, игрушек, модулей, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, костюмов для организации театрализованных игр и утренников) (Приложение 4)
В результате проделанной работы
На сегодняшний день сложилась определенная система в работе с родителями :
- родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя
- создана атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания
- появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,
- повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей
- повысилась культура межличностных взаимодействий детей
- родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями
- позволила мне решить те задачи, которые я перед собой ставила
На дальнейшую перспективу планирую:
- продолжать повышать уровень педагогической компетенции родителей
- продолжать работу по созданию условий привлечения родителей к совместному сотрудничеству
-создать банк данных семей воспитанников, включающие потребности каждого родителя.
Мои достижения:
Участие во Всероссийских конкурсах:
- «Магистр» в номинации: «Сценарий праздника, досуга»;
- Тотальном тестировании в номинации: «Социально – психологическое дошкольников»;
- «Доутесса» в номинации: «Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
В региональном туре-конкурсе «Разговор о правильном питании НИПКиПРО совместно с ООО «Нестле Россия» в номинации: «Искусство на тарелке»;
Участие в работе регионального научно-практического семинара «Формирование культуры здорового питания средствами программы Разговор о правильном питании» НИПКиПРО
Принимаю активное участие в жизни ДОО:
- семинар – практикум по взаимодействию с семьями воспитанников : «Работа с семьями в ДОУ»;
- мастер- класс для сотрудников ДОО и родителей своей группы: «Дидактические игры своими руками»
Являюсь активным участником конкурсных и творческих мероприятий на базе детского сада.
- творческие конкурсы совместно с родителями:
- «Дары осени»;
- «Мамины руки не знают скуки»;
- «Новогодняя игрушка»;
- «Минута славы»;
- Стенгазета: «Мы за здоровый образ жизни»
Литература
Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.
Петрущенко Н. А., Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, №
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//https://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112
sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-sroditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О. В. Солодянкина, М. : «Аркти», 2005, С. 221.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй : Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. — №9. — С. 52-58.
Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей : учеб. -метод. пособие / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с
Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. — №1. — С. 41-49– М. : ТЦ «Сфера», 2004. – 112 с.
Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина
Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников : Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 163 с.