Приложение МААМ

Взаимодействие ДОУ с семьей

Светлана Боктаева
Взаимодействие ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, комфортности, поддержки. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здорового ребенка, то мы должны решать эту проблему сообща: детский сад, семья, общественность. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей» размещена в разделах

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

В современном обществе наблюдается процесс изменения семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи. Воспитательные возможности современной российской семьи усложнены социально–экономическими и бытовыми проблемами. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок, все это влияет на современную семью. Неблагоприятный социально–психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что ведет к осложнению социализации подрастающего поколения. Современная семья не может в полной мере осуществлять семейный потенциал социальной компетентности.

Исходя из этого, можно сделать вывод, о том, что с одной стороны в основе семьи лежат функции защиты и удовлетворение витальных потребностей человека, она же является первичной защитной средой индивида и источником приобретения социального опыта, с другой – семья может стать фактором деприваций и жизненных кризисов. Из этого следует, что современная семья нуждается в профессиональном сопровождении и поддержке.

Из моего опыта работы с родителями в дошкольных учреждениях, результаты анализа собственной педагогической практики, часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки:

- традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат;

- педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду;

- незнание родителей истинной работы с детьми в детском саду;

- педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду.

Почему же так происходит? Не хотят, потому что заняты? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. Нужны новые нетрадиционные (современные) формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

Значимость всей нашей работы состоит в том, чтобы установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей, достичь грамотного вовлечения семьи в единое образовательное пространство для достижения положительных результатов в развитии ребенка.

Я, работая старшим воспитателем, поняла большую значимость семьи в воспитании ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ должна решаться в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Контингент наших воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Но я убеждена, что семьи совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по разному понимающие место ребенка в жизни общества, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Цель работы — раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Создать целостную систему взаимодействия педагогов с родителями.

2. Повысить педагогическую культуру родителей.

3. Приобщить родителей к участию жизни детей детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

4. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду с учетом требований ФГОС ДО.

Предполагаемый результат:

1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

2. Повышение педагогической грамотности родителей;

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов;

4. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

5. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родите

Для решения поставленной в работе цели и задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по исследуемой теме; педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, учет активности родителей, самоанализ педагогов, анализ результатов деятельности.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Работу с родителями мы организуем на основе следующих принципов:

доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;

открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом, договором с родителями (законными представителями, с отчетом по работе учреждения и текущей информацией.

• доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения морально-этического устава для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;

добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с родителями не допускается никакого принуждения;

• параллельности воздействия детского сада и семьи на детей.

На мой взгляд, главным условием организации работы с родителями является соблюдение «принципа содружества»

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, считаем следующие:

изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;

• открытость детского сада семье;

• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Основными этапами работы были:

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Родители как основные заказчики образовательных услуг с огромным удовольствием принимают участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса.

Анализ различных форм работы, как традиционных, так и нестандартных, показал, что все они, так или иначе, перекликаются между собой, поэтому, для успешного взаимодействия необходимо использовать принцип индивидуального подхода к участию родителей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность педагоги нашего детского сада ведут по следующим направлениям.

- информационно – аналитическое;

- познавательное;

- досуговое;

- наглядно – информационное.

Широко применяется в нашем детском саду информационно-аналитическая форма работы. Основной задачей такой формы работы с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы составляем социальные паспорта групп, детского сада. Проводится эта работа в виде анкетирования, опросов, тестов, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».

В нашем детском саду популярны анкеты: «Анкета-знакомство», «Взаимодействие родителей и педагогов», «Социологическая анкета семьи», «Ваши пожелания и ожидания», «Какой вы родитель?», «Сотрудничество детского сада и семьи»; тесты: «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Какой вы родитель?», «Ребенок и его здоровье» и др. На основе анкетных данным мы разработали критерий «включенности» родителей в образовательный процесс. Он отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых и общесадовских мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий; участие в выставках, конкурсах; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

- родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

- родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

- родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей играют доминирующую роль среди форм общения педагог – родители. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

1. Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

2. Групповые родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы.

3. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.

4. Родительский комитет группы (детского сада) – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников

5. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Эти формы я считаю традиционными. Но, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Поэтому в работе мы стараемся использовать нетрадиционные формы. Например, проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «Алтн шаха», «КВН», «Поле Чудес», «Где логика», «Уралан», «Интуиция», «Импровизация».

Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями являются мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания, например, мини – собрание многодетных семей по вопросам воспитание детей. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Все чаще в работе наши педагоги используют такие формы работы с родителями, как деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Темы игр: «Передай другому», «Прогулка в вашей семье», «Пойми меня».

Вводим мы в практику и такую форму работы гость группы. Необходимо поощрять приход родителей, бабушек в группу для рассказа о своей профессии, судьбе, для наблюдения за детьми, игры с ними. Такие как Наранов М. Н и Катнанов Д. А- работники ПЧ, Мукабенова Д. Б- о работе медицинской сестры, Эрдни- Горяев О. О- инспектор биосферного заповедника, Сарнаева В. Г- бабушка воспитанника о ее судьбе.

Для психологического просвещения родителей в нашем ДОУ используются и такие формы работы:

• семинары-практикумы;

• дискуссии по проблеме;

• вечер вопросов и ответов;

• дни добрых дней;

• подбор и распространение психолого-педагогической литературы;

• подготовка памяток, рекомендаций, педагогических бесед (групповых и индивидуальных).

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада и она является таковой - индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через посещение семьи, изучение ее специфики, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

В нашем детском саду особо популярна досуговая форма организации общения. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, т. к. воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию самого мероприятия.

В форме совместных праздников и развлечений проходят у нас такие традиционные мероприятия, как «Осенины», «День матери», «Зул», «Новый год», «Праздник мам», «Цаган Сар», «День защитников Отечества», «День именинника», «День Земли», «День Победы», «До свиданья, детский сад» Не обходимся мы и без спортивных развлечений таких как «Зимняя эстафета», «Папа, мама, я – дружная семья», «День цветов» «Бичкн Сяяхля», «День Нептуна», «Джангарин ачнр», «В гостях у сказки», «Джангариада», «День бантиков», «Лучший папа». Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители выступают в роли непосредственных участников: участвуют в различных конкурсах, читают стихотворения, поют песни, рассказывают интересные истории, имеют возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений.

Стало традицией ежегодно проводить творческие конкурсы в ДОУ на следующие темы: «Осенняя фантазия», «Портрет любимой мамочки», «Новогодняя игрушка», «Лучший домик для птиц», «Юный эколог», «Лучший участок», где родители проявляют свое мастерство, фантазию, творчество.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки совместных творческих работ «Осенний букет», «Мастерская Деда Мороза», «Здравствуй, гостья Зима», «Необычное из обычного», «Птицы наши друзья», выставки детских рисунков, самодельных игрушек, книжек – малышек.

Такая форма совместной деятельности, как акции имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу». Благодаря такой форме работы с родителями мы постоянно обновляем и пополняем библиотеки групп. Стало традицией проводить благотворительные ярмарки «Дари добро». Благодаря родителям воспитанников и сотрудникам детского сада были собраны и переданы подарки для детей с ограниченными возможностями. Участия в таких благотворительных ярмарок помогают детям и взрослым понимать,что такое милосердие, сострадание, доброта.

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще с ними налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию. Активность родителей в праздниках, конкурсах, создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

В практике работы мы используем следующие наглядно – информационные формы:

• родительские уголки;

• папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Здоровейка», «Безопасность малышей», «Музыка и дети», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. ;

• фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;

• информационные фотовыставки «Мама, мамочка, мамуля», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Лучший папа на свете», «Этот день Победы» и т. д. ;

• эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»;

• информационные листки, которые включают в себя информацию об

объявлениях о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д.

• памятки для родителей по различным направлениям работы;

• выставки детских работ, демонстрирующие родителям успехи детей по освоению программы (рисунки, аппликация, самодельные игрушки, альбомы и т. д.). Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества и т. д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

Формы трудовой деятельности. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей - пошив штор, изготовление атрибутов для игр, помощь в создании предметно – развивающей среды в группах, благоустройству и озеленению участков и огорода детского сада. В 2015, 2016 ,2017- призеры в номинации «Лучший детский садовский двор».

Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития малышей. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия : беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т. п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.

Результат совместной деятельности детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. Поэтому педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Публикации по теме:

Основные трудности и взаимодействие психолога с молодой семьей в ДОУ 1. Семейно брачные отношения очень чутки к изменениям в экономике, политике, социальной сфере общества. Отсюда те тренды, которым подвержена.

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Доклад на международную дистанционную педагогическую конференцию «Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы.

Взаимодействие с семьей в рамках проекта «Мир домашних животных» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы - «Взаимодействие с семьёй в рамках проекта "Мир домашних животных».

Консультация для педагогов «Взаимодействие ДОУ с семьей по ФГОС» У родителей и педагогов единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, жизнелюбивыми, активными, общительными,.

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада с семьей» Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Консультация «Взаимодействие ДОУ с семьей по сохранению и возрождению семейных обычаев и традиций» Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский человеческий опыт.

Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в условиях ФГОС до Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в условиях ФГОС ДО На современном этапе развития общества актуальной.

Консультация «Взаимодействие с семьей» Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается.

Взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ с семьей
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 11:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Боктаева (УИ 223694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД