Елена Курышова
Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:
1. По развитию физических качеств - дети с расстройствами речи отличаются от нормально развивающихся сверстников низким уровнем ловкости и быстроты.
2. По степени сформированности двигательных навыков - дети с расстройствами речи отличаются от нормально развивающихся сверстников низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов,восприятия, внимания, памяти.
Публикация «Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Для детей с речевыми нарушениями характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.
У детей нарушается не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие многих психических процессов. Так, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой, логической памяти, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У них ограничены возможности познавательной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, которые доступны их возрасту, эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижены память и работоспособность.
В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только двигательного, но речевого, эмоционального и общего физического развития.
Как построить работу, чтобы справиться с этими трудностями? Задача сложная, но вполне выполнимая. Для этого просто необходимо научить ребенка основным видам движений. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц. При этом нужно вводить речевой материал в самых разнообразных формах. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.
Особое внимание обращать на работу над осанкой, так как тяжёлая походка, на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития.
Для успешной организации речевых моментов во время проведения физкультурных занятий инструктору по физической культуре применять :
• дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями;
• целенаправленный подбор речевого материала.
Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определённых мышечных групп /рук, ног, головы, корпуса/ во время артикулирования.
Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбирает логопед в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с речевыми нарушениями с учётом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.
Дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.
Стихотворные тексты позволяют также нормализовать темп речи детей, добиться большей её плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а в конечном счёте на совершенствовании фонетической стороны речи.
Систематическое многоплановое использование речевых рифмовок, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы, осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе логопеда и инструктора по физической культуре.
Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Благодаря этому активно укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь.
Кроме того, развиваются детские эмоции, которые в свою очередь позволяют повысить интерес к занятиям и речи, пробудить его мысль и фантазию.
Особое значение в коррекции детей с речевыми расстройствами занимает ритмика, которую проводит музыкальный руководитель, в сотрудничестве с логопедом и инструктором по физической культуре. Ритмика имеет те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. В ходе работы включать элементы логоритмики, т. е. когда движения сочетаются с речью – звуком, словом, фразой, стихами. Выполняя общеразвивающие упражнения, основные движения, принимая участие в подвижных играх, дети проговаривают звуки, слоги, стихи, потешки, пропевают песенки.
Таким образом, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.