Приложение МААМ

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в формировании музыкальных способностей у дошкольников в ДОУ (1 фото)

Юлия Инедеркина
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в формировании музыкальных способностей у дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников, целью которого является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между педагогами. Эффективной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса». Это непосредственно образовательная деятельность музыкальные занятия, блок совместной деятельности воспитателя с детьми, блок самостоятельной деятельности детей, и музыка в режимных моментах.

Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в формировании музыкальных способностей у дошкольников в ДОУ» размещена в разделах

Роль воспитателя в самостоятельной деятельности детей

Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне. Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.

В свободной самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для его саморазвития. Задача воспитателя и музыкального руководителя – создать такую предметную среду, которая обеспечит ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющий развивающий характер. Это магнитофон с записями музыки, песен, танцев, музыкальные инструменты (озвученные и неозвученные, т. е. макеты изготовленные воспитателями, различные пособия-самоделки, настольно-печатные игровые пособия для дидактических упражнений, книги и альбомы, здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, Педагоги должны предоставить детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. Воспитатель подключается к деятельности детей по мере возникновения ситуаций, требующих его вмешательства. В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, молоточки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.

В средней группе в часы отдыха, игр дети могут разыгрывать короткие сценки на музыкальную тематику с обычными игрушками или персонажами кукольного театра; инсценировать знакомые сказки, стихи, сопровождая их песенками, прибаутками; петь песни, водить хороводы, играть на металлофоне.

Дети старшего возраста отличают неточное исполнение от правильного, стремясь сделать его более выразительным. Сочиняют пляски импровизации, дополняют новыми вариантами сюжетные игры. У детей появляется запас любимых произведений, интерес в сфере музыкальной деятельности. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музыкальной деятельности в своей повседневной жизни.

Старшим детям воспитатель помогает устраивать представления кукольного и других театров, разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать элементы костюмов, декораций. С помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети водят хороводы, играют в музыкальные игры, по просьбе детей воспитатель включает музыку к классическим и народным произведениям, которые проходили на занятии. Дети могут объединяться в группы, они поют, разученные ранее песни, маршируют и танцуют под музыку, исполняемую товарищами на ударных инструментах. Обращаются за советом и помощью к воспитателю.

Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит от:

• Имеющихся у детей умений и навыков.

• Имеющегося оборудования в группах,

• Продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель и воспитатель. Работа педагогов сложна, разнообразна и должна проводиться в полном обоюдном понимании и контакте.

Функции и обязанности музыкального руководителя :

1. Проводит занятия в каждой возрастной группе два раза в неделю соответственно графику работы. Это требует большой предварительной подготовки: отбирается и разучивается музыкальный материал, который нужно исполнить детям грамотно и выразительно. Разрабатывает и планирует усвоение программных навыков, своевременно готовит наглядный материал, пособия, прослушивает записи музыкальных произведений. Намечает и проводит (если это необходимо) индивидуальные занятия с подгруппами или отдельными детьми.

2. Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение.

3. Руководит работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

Музыкальный руководитель знакомит воспитателя с планом работы, разучивает детские произведения, подбирает музыкальный материал для режимных моментов, других занятиях.

Функции и обязанности воспитателя.

Воспитатель участвует в полноценном развитии личности ребенка, в том числе и музыкальном. За 10 минут до музыкального занятия воспитатель готовит детей к занятию: напоминает детям, чтобы все посетили туалет, девочки надели юбочки, все дети переобулись в чешки, привели себя в порядок, построились за ведущим. Во время занятия воспитатель постоянно находится с детьми.

1. Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать посильную помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях, активизируя тем самым малышей. В младших группах поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно передают мелодии песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Воспитатель поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста). Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно, может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.

2. Во время слушания музыки на занятии воспитатель личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность; Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

3. В старшей и подготовительной группах роль воспитателя иная : он действует по мере необходимости, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, показывает, как правильно делать, помогает детям, у которых не получается, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары. Так же воспитатель смотрит за дисциплиной, чтобы дети не отвлекались, не мешали друг другу, постановку рук в танце, позицию ног. Во время разучивания игр, ведущую роль берет на себя. Раздает детям предметы, с которыми дети танцуют или играют, помогает детям играть на музыкальных инструментах : следит, чтобы они правильно держали их в руках, помогает играть. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Для чего это? Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом.

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров не может быть)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.

Роль воспитателя в совместной деятельности детей и воспитателя

Совместная деятельность включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности : слушание музыкального произведения с последующим обсуждением, пение. Неоднократное, по просьбе детей, прослушивание инструментальных пьес, песен, узнавание их приводят к тому, что у детей формируется фонд любимых произведений; музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах.

Играя в оркестр, дети выбирают дирижера и играют на муз. инструментах., поют попевки, подбирают на слух мелодию или сочиняют ее. В сюжетно-ролевой игре, например, играя в «семью», «мамы» поют детям колыбельные песни; а когда построят дом, поют песню «Новый дом». Помощь воспитателя в разучивании текстов песен, отработке музыкально-ритмических движений, закрепление репертуара играет огромную роль в решении задач музыкального воспитания. В играх дети поют без музыкального сопровождения, что ценно для развития слуха. В пении дети любят петь, положив перед собой альбом или картинки с песнями и неозвученную клавиатуру, все эти пособия должен изготовить воспитатель, периодически менять их, чтобы поддерживать интерес к ним детей. Исполнение хороводных игр и плясок забавляет и радует детей в повседневной жизни, украшает их быт такие как: «Васька Кот», «Земелюшка-чернозем», «Огородная хороводная», «Ворон» и др. Воспитателю следует обратить внимание на качество пения, движений, иногда предложить им помочь в изготовлении деталей костюмов, атрибутов и игр, «чтобы было еще красивее». Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т. е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Для этого так же необходима музыкальная предметная среда.

Музыкальный руководитель обеспечивает систему музыкального образования, а воспитатель отрабатывает и закрепляет то, что музыкальный руководитель дал на занятии.

Задачи по музыкальному воспитанию для воспитателя :

1. Побуждать детей к закреплению знаний и умений, которые давались на занятии.

2. Создание условий в группе для формирования умений и навыков в музыкальной деятельности. Музыкальный уголок.

3. Формирование потребностей у детей в музыкальной деятельности.

Воспитатель идет навстречу желаниям ребят, осторожно направляя их самостоятельную деятельность в часы игр в помещении и во время прогулок на воздухе.

В основном дети поют или играют, проявляя самостоятельность. Но педагог наблюдает, почему некоторые из них не участвуют в музицировании (не интересуются, стесняются или не находят контакта с другими детьми). В таких случаях делается попытка заинтересовать, помочь каждому ребенку проявить себя. Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативы. В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.

По слушанию в группе воспитатель в вечернее время может включать детям музыку в записи (фольклорную, классическую, современную музыку, музыкальные сказки, песни, музыку танцев, слушание окружающего мира (голоса людей, птиц, животных, звуки природы)

Важно! Не заставлять ребенка слушать, он должен захотеть это сам. Не выражать на детях свои предпочтения в музыке. Поощрять детей, которые любят слушать музыку.

В пении создавать определенный эмоциональный настрой в группе

Привлекать или переключать внимание детей песней

В группе должны быть песни, разучиваемые на занятии, различные детские песни и любимые песни детей, песни, используемые в режимных моментах, песни малого фольклора, трудовые песни. Воспитатель повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает их как стихи, а поет с детьми (только в случае, если воспитатель поет чисто).

В движениях под музыку побуждать детей использовать свободную пляску в играх-драматизациях, заводить хороводы в качестве физкультминутки.

В режимных моментах

Воспитатель располагает большим временем приобщения детей к музыке. Включает музыку в игры, прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал. Использует песни в утреннем приветствии, вечером за общим столом – песни для души, прощальное пение вечером, песенная минутка для разгрузки. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, однако это ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

А так же воспитатель принимает активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, музыкальных досугов.

Может подготовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и утренникам.

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Быть изобретательным, эмоциональным и артистичным. Все это возможно при активном взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания в ДОУ.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в формировании музыкальных способностей у дошкольников в ДОУ
Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя» Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно! От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУВзаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУ Дошкольное детство – наиболее оптимальный период для приобщения ребенка к миру музыки. Без музыкального воспитания невозможно полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в формировании музыкальных способностей у дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 16:12
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в формировании музыкальных способностей у дошкольников в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Инедеркина (УИ 2391283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД