Элина Ювакаева
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит учесть речевые и индивидуально особенности детей, их компенсаторные возможности; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы. Совместное сотрудничество проходит по пяти направлениям:
1. Диагностическая работа
Цель: Своевременно выявить детей с нарушениями речи и связанными с ними психологическими проблемами, определить какие стороны развития, требуют особого внимания.
Содержание работы:
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ» размещена в разделах
• провести комплексное обследование детей — определить уровень речевого и психического развития;
• составить психологическую характеристику каждого ребенка;
• провести промежуточную и итоговую диагностику психического и речевого развития детей.
2. Коррекционно-развивающая работа
Цель: создать условия для успешной адаптации и социализации личности ребенка, устранить отклонения в психическом, речевом развитии детей, оказать помощь в освоении образовательной программы.
Содержание работы:
• составить план работы на год с учетом результатов комплексной диагностики;
• составить индивидуальный план каждого занятия с учетом нюансов взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка;
• провести:
-коррекционно-развивающие занятия по развитию речи, постановке и автоматизации звуков, по развитию познавательной и личностно-эмоциональной сфер.
3. Консультативная работа
Цель: Оказать помощь воспитателям и родителям в вопросах воспитания и образования ребенка с нарушениями речи и его психического развития; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.
Содержание работы:
• проводить консультацию воспитателям и родителям по проблемам психического и речевого развития детей;
• подготовить рекомендации с учетом психологических и речевых особенностей ребенка, результатов комплексной диагностики, динамики результатов коррекционно-развивающей работы;
• взаимодействие— например, учитель-логопед информирует педагога-психолога об особенностях нарушений при дизартрии, педагог-психолог информирует учителя-логопеда о психологических проблемах детей с таким диагнозом и приемах работы с ними.
4. Просветительская работа
Цели: повысить профессиональную компетентность воспитателей и педагогическую компетентность родителей; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.
Содержание работы:
• информировать об особенностях развития ребенка в конкретный период, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы; рекомендовать воспитателям и родителям способы и приемы взаимодействия с детьми;
• проанализировать субъект-субъектные отношения в семье — для профилактики речевых нарушений;
• оформить информационно-методические выставки, уголки;
• посетить открытые занятия.
5. Аналитическая работа
Цель: Отслеживание результатов совместной коррекционно-развивающей работы.
Содержание работы:
• определить критерии эффективности коррекционно-развивающей работы;
• проанализировать динамику развития ребенка;
• определить положительные и отрицательные стороны взаимодействия.
Задачи участников психолого-логопедического сопровождения
Задачи учителя-логопеда:
• обследовать воспитанников и выявить среди них детей, которые нуждаются в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
• организовать систематическую коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;
• проанализировать результаты помощи детям и определить степень их речевой готовности к школьному обучению;
• информировать педагогов и специалистов ДОО, родителей о содержании логопедической работы с детьми, оказать им помощь в организации полноценной речевой среды;
• скоординировать усилия педагогов и родителей, проконтролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи педагога-психолога:
• создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;
• развить память, внимание, мышление, пространственную ориентировку;
• совершенствовать мелкую моторику;
• развить зрительно-моторную координацию;
• развить произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества;
• активизировать отработанную лексику;
• снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;
• обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;
• повысить психологическую компетентность родителей и педагогов.
Взаимодействие принесет результаты, если вы:
• совместно планируете работу и четко определяете задачи;
• реализуете преемственность в работе и соблюдаете единство требований к детям.
Общие задачи совместной деятельности повышают речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия; своевременно предупредят и преодолеют трудности речевого развития у дошкольников; создадут благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения — со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, можно сделать вывод,что уровень результата достигается только при совместном коррекционно-образовательном процессе.