Лучший педагог года

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в коррекционно-образовательном процессе

Юлия Ильина
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в коррекционно-образовательном процессе

Работа педагога-психолога в ДОО направлена сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОО, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

В условиях реализации ФГОС необходимо тесное взаимодействие педагога-психолога и воспитателей групп.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога в ДОО являются:

• Психологическая диагностика

• Психологическая коррекция

Публикация «Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в коррекционно-образовательном процессе» размещена в разделах

• Психологическое консультирование

• Психологическое просвещение

• Психологическая профилактика

• Организационно-методическая работа

Свою коррекционно-образовательную работу с воспитателями я также условно разделила на блоки:

• Информационный блок

• Диагностический блок

• Консультативный блок

• Коррекционно-развивающий блок

Рассмотрим кратко каждый блок.

Первый блок информационный – это подготовительный, начальный этап в моей работе в группе. На этом этапе я знакомлюсь с группой, с воспитанниками, провожу анализ родительских анкет, беседую с воспитателями, выявляю контингент группы, составляю социальный паспорт группы, провожу наблюдения за детьми, т. е. определяю базу своей работы.

Следующий блок – диагностический. Воспитатели на основании мониторинга по освоению основной образовательной программы ДОО, выявляют детей с низкими показателями. А я провожу углублённую психологическую диагностику, цель которой - получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. По результатам диагностики составляется заключение на ребенка, а воспитателям, в свою очередь, даются рекомендации по работе с теми или иными детьми, определяется план работы и заводится «Тетрадь взаимодействия педагога-психолога и воспитателей группы», в которой педагоги прописывают индивидуальную работу с ребенком, какие методы и приемы он использует и описывает кратко результаты деятельности ребенка.

Третий блок работы с воспитателями – консультативный, цель которого оказание помощи воспитателям в создании благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития детей.

Итогом консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для воспитателей форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Тем самым повышая социально-психологическую компетентность воспитателей.

Последний, завершающий блок – это коррекционно-развивающая работа, цель которой создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционно-развивающая работа организуется:

• на основании рекомендаций ТПМПК

• на основании результатов психологической диагностики

• по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей

С учетом особенностей развития детей я строю коррекционную работу в следующих направлениях:

• эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;

• коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

• познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).

Основные методы коррекционной работы, которые я использую:

• индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;

• сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

• арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом;

• психогимнастика;

• релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

Какова же роль воспитателя на этом этапе работы? Коррекционная работа воспитателей в группе направлена на обеспечение успешности освоения основной общеобразовательной программы детьми.

Воспитатель проводит работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию, изучает личность ребенка, его интересы и использует полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывая в работе рекомендации всех специалистов в ДОО.

Таким образом, воспитатели под руководством педагога-психолога являются непосредственными реализаторами всех коррекционных мероприятий.

Воспитатель:

1. Совместно со специалистами участвует в разработке плана работы с ребёнком;

2. Разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми

3. Формируется высокий уровень компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду

4. Обеспечивает состояние психологического комфорта каждому ребенку в группе

5. Обеспечивает обратную связь с целью оценки эффективности психолого-педагогического воздействия

6. Планирует, отбирает содержание и методы работы с детьми на занятиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка (здоровья, уровня знаний, развития познавательных процессов)

Анализируя взаимодействие педагога-психолога с педагогами, можно отметить, что коррекционно-образовательная деятельность прежде всего отличается большой включенностью обеих сторон в практическую работу, затрагивающую как детей, так и самих педагогов.

Публикации по теме:

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в коррекционно-образовательном процессе
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 18:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД