Лучший педагог года

Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности

Нина Павлова
Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности

Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности.

(из опыта работы старшего воспитателя МАОУ «Чечулинская СОШ» Новгородского района, Новгородской области Павловой Нины Алексеевны)

В своей педагогической деятельности я опираюсь на педагогическую технологию личностно- ориентированного взаимодействия с воспитанниками, концепция которой была заложена еще Ж. Ж. Руссо, развита в трудах Якиманской И. С., Панюковой С. В., А. В. Петровского и др., целью которой является организация воспитательно-образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательно- образовательного процесса.

Публикация «Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности» размещена в разделах

В ходе взаимодействия каждому ребенку я создаю условия для раскрытия его внутреннего мира, интеллектуального потенциала, помогаю более полно реализовать возможности в соответствии с его способностями. Стараюсь придать ребенку дополнительные силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Осуществляю подход к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества. Стремлюсь установить доверительные отношения с ними, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам. Поощряю самостоятельность в деятельности, в выполнении режимных процедур, учитываю их индивидуальные особенности (состояние здоровья, привычки, темперамент, предпочтения). Чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке. Слушаю детей внимательно и уважением, вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы. Успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремлюсь помочь в устранении дискомфорта. Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз», общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально. Взаимодействуя с детьми, я учитываю уровень их развития, а регулярно проводимые наблюдения детей в деятельности позволяют мне отслеживать их потребности, интересы, возможности, успехи и планировать с ними дальнейшую работу.

Для развития самостоятельности и соблюдения индивидуальной траектории развития ребенка я предоставляю детям право выбора заданий разного уровня сложности. Ребенок по своему желанию может выбрать и выполнить задание по своим силам, изменить задание, если почувствует, что переоценил свои возможности, обратиться за помощью к взрослому или другому ребенку.

Для детей, не уверенных в себе или испытывающих трудности в освоении Программы, я реализую модель сотрудничества при выполнении заданий и тогда, при моей поддержке, использования образца для действий и т. п., ребенок становится более уверенным и самостоятельным в реализации поставленных задач.

Создавая и изменяя каждый день развивающую среду в группе, я предоставляю каждому ребенку право выбора вида деятельности с учетом имеющихся интересов. Взаимодействую с ними в среде на основе партнерской (равноправной) позиции, основанной на интересах детей, где преобладает доверительность. Включаюсь в деятельность наравне с детьми. Ребята могут добровольно,без принуждения присоединиться (или не присоединиться) к тому, что делают другие участники образовательной деятельности, свободно перемещаться, общаться в процессе деятельности, работать в своем темпе.

Работу с детьми осуществляю в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, где усвоение образовательного материала происходит в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Такими событиями являются, например, Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (Международный женский день,День доброты, День Земли и др., значимые для самих детей темы. Проектная деятельность при этом является приоритетной. При совместном планировании деятельности организую обмен мнениями. Стараюсь организовать деятельность детей таким образом, чтобы выбранная совместно с детьми тема включала решение задач по нескольким образовательным областям и способствовала наиболее эффективному усвоению приобретаемых знаний, создаю условия для самостоятельного получения знаний через игровую, исследовательскую, продуктивную и другую деятельность.

Для мотивации детей к деятельности использую проблемные, игровые, воображаемые и практические ситуации, сюрпризные моменты, эксперименты, литературные и фольклорные произведения, проблемные диалоги, наблюдения, эвристические беседы, обсуждения и др. Опираюсь в деятельности на прошлый опыт детей и выявляю полученный опыт путем постановки вопросов: «Как он это делал? Почему? Как рассуждал? Какой способ использовал?» Мы вместе анализируем все предполагаемые способы решения проблем и выбираем наиболее рациональные. При этом создаю условия, позволяющие каждому ребенку быть активным, самостоятельным. Ребят с определенными способностями часто привлекаю в качестве помощников, организаторов деятельности. Выражаю детям доверие, поручая выполнить наиболее значимые задания коллектива, в которых ребенок может проявить себя. Для детей неуверенных или с низким уровнем развития выступаю в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока они в этом нуждаются. Результаты деятельности ребёнка сравнивая только с его собственными. Использую различные способы и направления поддержки детской инициативы, такие как: похвала («У тебя обязательно получится», «Я верю, что вы успешно с этим справитесь» и др., поддержка индивидуальных интересов (реализация мини-проектов, создание индивидуальных коллекций и пр., создание уголков по интересам детей, подбор художественной литературы с учетом интересов и запросов детей и др. Формирую позитивные установки к различным видам труда и творчества, объясняя их важность как для самого ребенка, так и для окружающих. Для выполнения правил, установленных в группе, которые мы с ребятами сами разрабатываем, использую не только просьбу, но и требование в доброжелательной, тактичной форме. Для создания оптимального характера взаимоотношений использую с кем-то шутку, а с кем-то,в случае необходимости, разговор серьёзный и строгий. В процессе взаимодействия с детьми использую как прямые (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др., так и косвенные воздействия (через игровые ситуации, обсуждение поведения героев литературных произведений, проблемные ситуации, игровое общение, сказку). В группе создаю разноуровневую предметно-развивающую среда, где есть игры, пособия как для детей с низким уровнем развития, так и для детей с опережающем развитием. Ребенку предоставляется возможность выбора игр, заданий, вида деятельности и партнеров с учетом имеющихся интересов, уровня развития, предпочтений.

Использую такую форму взаимодействия с воспитанниками, как «Детский совет», на котором мы обсуждаем проблемы, новости, события, планируем, чем будем заниматься в ближайшее время, какую тему выберем для реализации.

В своей практике работы с детьми использую технологию проектной деятельности, начало которой положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Суть его заключается в самостоятельной и коллективной творческой завершённой работе, имеющей социально значимый результат. В основе проекта, как правило, лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

При этом дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, происходят позитивные изменения в познавательном развитии детей.

Публикации по теме:

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Конспект образовательной деятельности лепке «Птичья столовая» с детьми 4–5 летКонспект образовательной деятельности лепке «Птичья столовая» с детьми 4–5 лет Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию лепке с детьми 4-5 лет по теме: «Птичья столовая» Цель:.

Конспект образовательной интегративной деятельности с детьми 2–3 лет «Поможем Маше»Конспект образовательной интегративной деятельности с детьми 2–3 лет «Поможем Маше» Цель: формирование представлений детей об окружающем мире через использование информационно – коммуникационных технологий. Задачи: - формировать.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3–4 лет Тема: «Развитие речи детей средствами сенсорного развития» «Солнышко собирает друзей» Цель: Развиваем речь детей средствами сенсорного.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет)Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 09:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД