МААМ-картинки

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Людмила Клименко
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы

Наше дошкольное учреждение параллельно с общеобразовательными целями решает задачи коррекции речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

В нашей группе проводятся занятия по развитию артикуляционной и мелкой моторики во взаимодействии логопеда и воспитателя, с физкультурным и музыкальным руководителями, при активном привлечении родителей.

Публикация «Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)» размещена в разделах

Активное привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи – один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ОНР.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, упражнения проводятся в игровой форме, с применением методов сказко-, музыко- и кинезиотерапии. Работая с детьми в данном направлении, ощущается динамика в короткий период времени.

Занятия способствуют не только формированию умения сохранять положения пальцев и артикуляционных органов, но и развивают речевые возможности детей, создавая эмоционально-положительный настрой.

Но нецеленоправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи сына или дочки на логопеда или воспитателей группы не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогом и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогическое воздействие, снижают авторитет взрослых. Особенно «чувствительны» к влиянию данных факторов дети с ОНР 5-7 лет.

Единство в требовании взрослых (педагогов и родителей, наоборот, значительно способствуют психологическому настрою ребенка, повышению мотивации к занятиям.

Педагоги обращают внимание родителей на уровень развития коммуникативных и игровых навыков их ребенка, постепенно обращают внимание родителей, что их представления о речевом развитии сына или дочери недостаточно верны и дифференцированы. Взрослым бывает полезно отстраниться от собственных представлений о малыше и попробовать понять мотивы его общения с другими людьми. Для установления контакта педагогов и родителей необходимы совместные наблюдения в различных ситуациях общения с последующим анализом его вербального и невербального поведения.

Наблюдения и данные Е. С. Куковеровой, О. С. Павловой, В. И. Селиверстова и др. свидетельствуют о том, что у детей с ОНР отмечается разная степень фиксированности на своем дефекте, препятствующая их общению со сверстниками. При этом оценка дефекта не всегда соответствует его тяжести.

Так, воспитанники с менее выраженными речевыми нарушениями, испытывают серьезные переживания, могут оценивать свой дефект неадекватно его тяжести, и наоборот, дети с тяжелыми речевыми дефектами практически не замечают его. В других случаях дошкольники с не резко выраженными проявлениями ОНР манипулируют родителями, демонстрируя свою речевую беспомощность. Они стараются избегать даже небольших трудностей, а родители потворствуют этому, в результате чего снижается эффективность всей коррекционно-развивающей работы.

Болезненная фиксация на своем дефекте, «поддерживаемая» замечаниями и укорами родителей, напротив, приводит к появлению замкнутости, негативизма, неуверенности в себе. Нередко это связано с нарушением самооценки.

Кроме того, воспитанники с ОНР постоянно подвергнуты контролю со стороны взрослого, которые постоянно контролируют и оценивают правильность и неправильность речи. Дети настолько привыкают ориентироваться на взрослого, что прибегают к его помощи даже в незначительных затруднениях. В этом случае необходима помощь педагогов в виде специальных тренингов, способствующие освоению ребенком социальной позиции в мире людей, формированию представлений о себе, собственных возможностях. К тренингам привлекаются и другие специалисты ДОУ. С помощью них устанавливаются доброжелательные отношения между родителями и педагогами, возникают чувства доверия и партнерства между ними.

Изменение педагогических установок родителей происходит не сразу и требует длительной работы. КОЛЕКТИВНАЯ работа (родительские собрания, открытые занятия, праздники, консультации, семинары, тренинги) проводятся в тех случаях, когда можно объединить по общности проблем, возникающих в связи с тяжелыми нарушениями речи у детей. Особую роль родителей можно отметить в комплексе психолого-педагогических мероприятий, которая должна проявляться в единстве требований к ребенку; помощи в адаптации к условиям детского сада, оформлении тетрадей ребенка, дидактического материала и контроле за выполнением заданий; участии во всех мероприятиях, проводимых для родителей в ДОУ.

По наблюдениям о представлении взрослых о способностях дошкольников с ОНР видно, что родители детей с речевой патологией 3-4 и 6-7 склонны завышать оценку их языковой способности, а детей 4-6 лет – занижать. Соответственно логопеды и воспитатели детей с тяжелыми нарушениями речи должны быть готовыми столкнуться с определенными стереотипами родителей в воспитании дошкольников. Изменению данных стереотипов способствуют владение педагога умением убеждать, объяснять, давать установки на развитие интеллектуальной, коммуникативной, музыкальной и других способностей детей. Другими словами, языковая способность детей развивается не только в процессе рассматривания картинок и «постановки звуков», обучения грамоте, но и во время обычной деятельности: «укачивания» куклы, освоения танцевальных движений, конструирования из кубиков, игр с пальчиками и других действий, опосредованных речью.

На протяжении всего времени, пока ребенок посещает логопедическую группу, представления родителей о языковой активности их детей меняются. Родители в первую очередь отмечают влияние интеллектуальной, физической и музыкальной способностей. Ведь наши занятия тесно связаны и с музыкой, и с физкультурой. Также видят развитие коммуникативной и подражательной способностей.

Таким образом, только при взаимодействии всех участников образовательного процесса могут получиться хорошие результаты в подготовке детей к школе. В процессе работы по изменению установок взрослых и повышению родительской компетенции родителей детей с ОНР постепенно берут на себя поддерживающие функции развивающего взаимодействия с ребенком, создавая у него мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей, формируя положительные установки на общение с педагогами и ровесниками.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Опубликовано: 15 января 2023 в 19:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Клименко (УИ 2753291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД