Взаимодействие психолога с молодой семьей в ДОУ

елена бусаргина
Взаимодействие психолога с молодой семьей в ДОУ

«Взаимодействие психолога с молодой семьей в ДОУ»

Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, действия. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе. Под влиянием взрослых формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». На определенном отрезке дороги детства, ребенок поступает в дошкольное учреждение. Это событие влечет за собой значительные изменения, как в жизни ребенка, так и родителей. Здесь, все новое, незнакомое. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится труднее. Легче, если родители обеспечат ребенку защиту, поддержку, эмоциональный комфорт, учитывая, что именно в детском саду возникают первые трудности, связанные с развитием и поведением ребенка. Труднее, если родители не станут принимать участия в жизни ребенка, своевременно не окажут помощь, тем самым сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.

Работа с родителями и семьёй в целом представляет собой важное направление в деятельности психолога, т. к. именно в семье осуществляется воспитание и социализация ребёнка.

Основными формами взаимодействия с родителями в нашем саду являются:

• консультации;

• родительские гостиные;

• беседы с родителями и детьми;

• информационные уголки;

• выступления на родительских собраниях.

Взаимодействие психолога с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы при поступлении ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, предполагаемая степень участия в работе учреждения, заполняется анкета индивидуального развития ребенка, устанавливаются доброжелательные отношения родителей с психологом. Затем родители приглашаются на консультацию «Адаптация к условиям детского сада», где они знакомятся с возрастными психофизиологическими особенностями развития ребенка и условиями успешной адаптации, следующая консультация организуется по результатам индивидуальной диагностики.

Взаимодействие психолога с родителями - залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Когда ребенок впервые приходит в детский сад ему приходится перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми. Некоторые дети безболезненно входят в новую ситуацию. У других она вызывает тяжелые переживания, снижение активности (речевой, игровой, сказывается на здоровье и способностях. Для ребенка, не посещавшего детские учреждения, непривычно все: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Обращение взрослых с детьми также резко отличается от того, к которому он привык дома, поэтому одним из необходимых условий смягчения трудностей адаптационного периода, является согласованность действий воспитателя, психолога и родителей, соблюдение по возможности одинакового подхода к детям в семье и в детском саду.

Также организуются консультации для родителей по темам:

«Трехлетний ребенок – личность»

«У школьного порога»

«Знаете ли вы своего ребенка»

«Жадность…»

«Почему кусаются дети».

Данные консультации проводятся с целью повышения уровня педагогической компетенции родителей об индивидуальных особенностях ребенка, о формах воспитания.

Организация групповых консультаций для родителей является дальнейшей работой по взаимодействию с родителями. Темы встреч с родителями:

«Мы такие разные…»

«Учимся общаться с ребенком»

«Мой милый капризуля…»

«Как научить ребенка быть добрым»

Цель данных консультаций - предоставить родителям возможность получить ответы на интересующие их вопросы, научиться новым формам взаимодействия с детьми в повседневной жизни, познакомиться с практическими приёмами, которые помогут помочь разрешить конфликт между детьми, успокоить активного ребёнка, поучаствовать в играх, дать возможность высказаться самим, пообщаться, расслабиться. В нашей жизни людей многому обучают, но, как и каким стать родителем - мамой и папой – не учат нигде. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы, папы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. Как помочь родителям почувствовать ребенка и его понять? Как приучать и дисциплинировать? Как наказывать? Какие игрушки покупать? В какие игры играть? На все эти вопросы мы ищем ответы на наших встречах. Родительские гостиные являются тем ценным звеном, которое помогает родителям «доработать» полученные теоретические знания и применить их в практике.

Очень часто тематика разговоров в гостиной со временем меняется. От обсуждения конкретных проблем детей, посещающих детский сад, мы переходим к обсуждению проблем старших или младших детей, а затем - к обсуждению собственных проблем и особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком. Таким образом, родительские консультации в нашем детском саду трансформировались в группы личностного роста.

Еще одной формой взаимодействия с родителями, являются – информационные уголки. Здесь периодически размещается краткая информация педагога-психолога на определенную тему, предлагается комплекс совместных игр родителей и детей, в которые они могут поиграть дома.

В нашем детском саду проходят дни открытых дверей, в которых активное участие принимают родители. Им предоставляется возможность побывать на коррекционно-развивающих занятиях психолога с детьми, где они могут увидеть, как и во что играют их дети, познакомиться с методами и приемами работы, а затем получить ответы на интересующие их вопросы.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения данных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования данных форм в работе с родителями

Диагностика родителе проводится по следующим методикам: Наблюдения, беседа, анкетирование детей и родителей, тестирование (методика Ю. В. Алешина «Распределение ролей в семье», ОРО А. Я Варга и В. В. Столин, тест «Я и мой ребенок»).

Публикации по теме:

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей».Дифференцированный подход к родителям с учетом их педагогической подготовленности. В.

Консультация «Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность» «Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность». Воспитатель: Муковнина О. В. 2017г. Ребенок учится тому, Что.

Конспект родительского собрания «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Агрызского района село Красный Бор Методическая разработка.

Материал выступления на педсовете: «Взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников как фактор успешности введениия ФГОС» В настоящее время современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация, которая предполагает новую образовательную.

Работа с родителями «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей» Программа работы с родителями инструктора по физической культуре Павловой К. С. Современные условия деятельности дошкольных учреждений.

Взаимодействие детского сада с семьей в соответствии с ФГОС ДО Взаимодействие детского сада с семьей в соответствии с ФГОС ДО Для всестороннего развития личности ребёнка необходимо взаимодействие двух.

Взаимодействие ДОУ с семьей по физическому воспитанию (консультация для воспитателей ДОУ) С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. В практике дошкольного учреждения чаще всего сами педагоги берут.

Взаимодействие ДОУ с семьей в современном обществе «Взаимодействие ДОУ с семьей в современном обществе» Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства.

Взаимодействие с семьями воспитаников. Проект «Выходной всей семьей» .

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Лексика
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Взаимодействие психолога с молодой семьей в ДОУ
Опубликовано: 22 января 2018 в 09:25
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи в...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Что нам осень принесла? » Программные...
Конспект ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «Яблоня с яблоками» с...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми общеразвивающей направленности 5-6 лет...
Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...