аноним
Взаимодействие с семьёй — актуальное направление реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье представлен опыт работы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по созданию условий для участия родителей в образовательной деятельности. Данная работа показала значимость активного включения семьи в процесс обучения и социализации дошкольников.
Ключевые слова: семья, дошкольное образование, дошкольник, родители, доверительное партнёрство, сотрудничество, образовательные инициативы.
Публикация «Взаимодействие с семьёй — актуальное направление реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Семья – важнейшая среда для развивающейся личности ребёнка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольника. Рассматривая стандарт как основу оказания адресной помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, следует подчеркнуть, что вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного отделения является одним из основных условий эффективности сотрудничества семьи и педагогов в становлении личности дошкольника.
На современном этапе развития образования необходимо доверительное партнёрство и сотрудничество педагогов и родителей. Практика показывает, что взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций редко возникает сразу. [1] Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Результат его для педагога не столько понимание самим родителем, сколько времени он уделяет ребенку, сколько появление желания принимать участие в его воспитании, учиться играть, содержательно проводить с ним время дома и в детском саду.
Чтобы поддержать образовательные инициативы семьи и привлечь к образовательной деятельности дошкольного учреждения, целью воспитателей нашего дошкольного отделения стало создание единого образовательного пространства посредством разнообразных форм взаимодействия. [3]
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников осуществляется путем решения следующих задач:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
• поддержка родительской уверенности в собственных педагогических возможностях.
Опираясь на накопленный в практике опыт сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечению их в жизнь группы, в ДОО используются разные формы взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность. [3]
Помимо традиционной доски объявлений, в группе оформляется стенд «День за днем» с краткой информацией о том, чем ребенок был занят в течение дня, с рекомендациями для родителей. Приложение к стенду — рубрика «Повторяем вместе», где родители знакомятся со стихами, загадками, пальчиковыми и словесными играми и т. д., которые могут повторить дома вместе с детьми.
Опыт работы показывает, что нередко родители в силу нехватки времени игнорируют печатный консультационный материал, представленный на стендах, в папках-передвижках. Кроме того, в старших группах детей приводят и забирают на прогулке в любое время года, поэтому информация, подготовленная для родителей в раздевалках, остается невостребованной.
Встает вопрос: «Как донести до родителей нужную информацию?», «Как расширить знания детей интересными фактами и событиями по изучаемой теме?»
Родитель- авторитет для ребёнка, друг, помощник, советчик. Кто, как не родители могут на понятном и доступном языке, на примерах из жизни, своего опыта донести до ребёнка знания [4]. Порой не знают, или нет времени найти нужный материал по конкретной теме. По их просьбе стали подбирать различные материалы: задания, игры, тексты стихов, пословицы и поговорки.
Для оформления данных материалов была разработана ширма, состоящая из 3 красочных страниц (можно добавлять, которая содержит разнообразные материалы по теме недели для занятий с детьми дома.
Одна страница – название темы недели с образовательными задачами.
На других страницах – карманы с названиями разделов и содержанием раздаточного материала по этим разделам:
Разделы и содержание материалов в них:
- Почитай-ка! (тексты стихов, небольших рассказов, отрывков из художественных произведений, список литературы для семейного чтения).
- Это интересно (даты календаря, интересные и забавные факты, истории, высказывания, случаи из жизни окружающих людей и животных).
- Ну что, поиграем? (словесные, подвижные, развлекательные игры и упражнения, забавы)
- Как у тебя тут интересно! (пословицы, поговорки, приметы, загадки, интересные факты).
- Поиграй-ка (дидактические игры, опыты и эксперименты, наблюдения, которые можно провести в домашних условиях по теме).
- Загадки, ребусы, шарады.
Отметили, что ребусы способствуют:
- расширению кругозора детей;
- развитию речи ребёнка через разгаданные слова, загадки, пословицы, небольшие стихи;
- знакомству с окружающим миром и явлениями природы;
- развитию зрительной и моторной памяти, вниманию через яркие рисунки, картинки
Размещение стихов, списка художественной литературы в кармашках не гарантирует их изучения. Решено размещать разные стихи по теме, к праздникам, которые родители могут выучить с ребёнком дома, в свободную минутку. Для того, чтобы выученные стихи, пословицы, поговорки были востребованы в течение всего дня, придумали проводить «артистические минутки», где ребёнок может проявить свои знания, талант артиста, научиться публичному выступлению (среди детей своей группы, при этом не стесняться, упражняться громко и выразительно читать.
По истечении некоторого времени предложили родителям вместе с детьми поучаствовать в фестивале-конкурсе чтецов к Всероссийскому дню матери с целью вовлечения родителей в образовательную деятельность, поддержки инициативы семьи в отборе стихов, их разучивании, желании и умении выразительно прочитать.
Привлечение родителей к подбору стихов приобрело свой положительный эффект – родители находили стихи, оценивая реальные возможности своего ребёнка, оценивать развитие памяти, правильное произношение отдельных звуков, слов и предложений.
Результат нашей работы – знания, красивая речь детей, развитое воображение, познавательный интерес. И конечно, благодарность родителей!
Наш опыт работы доказывает, что дети, с которыми родители играли, беседовали, рассуждали, регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.
Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. [4]
Планомерная работа с родителями и использование нетрадиционных методов организации интерактивного взаимодействия находит свое отражение в увеличении количества семей, вовлеченных в образовательный процесс. Это объясняется возросшим интересом родителей к жизни в группе, и желанием принимать участие в совместных мероприятиях. Родители с удовольствием наблюдают, как дети подолгу и с увлечением рассматривают их совместные работы, обсуждают прошедшие мероприятия, рассматривая фотоотчёт о мероприятии, гордятся своими родителями. Они рассказывают сверстникам, как они принимали в этом участие.
Погружение родителей в специфическую атмосферу детского сада, данный формат сотрудничества ДОО с семьёй имеет мощные ресурсы для информационной открытости дошкольного образования. [5]
Список литературы:
1. Доронова Т. Н., Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. – 120 с.
2. Зверева, Н. Воспитываем «успешных мерзавцев»? // АИФ-Челябинск. 2014. № 41. С. 23.
3. Зверева О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М. : Сфера, 2005. – 80 с;
4. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
5. Микляева Н. В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй» Москва 2006.
6. Молчанов, С. Г. Воспитание – инструмент социализации образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: материалы медунар. Науч. – практ. Конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008). – Челябинск: Образование. 2009. – Ч. 2.
7. Молчанов, С. Г. Исполняем «Стратегию воспитания… до 2025 года?» // Детский сад от А до Я. 2015. № 3(75). С. 4.
8. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» https://sdo-journal.ru/