Папки-передвижки

Взаимодействие с семьёй — актуальное направление реализации ФГОС дошкольного образования

аноним
Взаимодействие с семьёй — актуальное направление реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье представлен опыт работы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по созданию условий для участия родителей в образовательной деятельности. Данная работа показала значимость активного включения семьи в процесс обучения и социализации дошкольников.

Ключевые слова: семья, дошкольное образование, дошкольник, родители, доверительное партнёрство, сотрудничество, образовательные инициативы.

Публикация «Взаимодействие с семьёй — актуальное направление реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Семья – важнейшая среда для развивающейся личности ребёнка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольника. Рассматривая стандарт как основу оказания адресной помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, следует подчеркнуть, что вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного отделения является одним из основных условий эффективности сотрудничества семьи и педагогов в становлении личности дошкольника.

На современном этапе развития образования необходимо доверительное партнёрство и сотрудничество педагогов и родителей. Практика показывает, что взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций редко возникает сразу. [1] Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Результат его для педагога не столько понимание самим родителем, сколько времени он уделяет ребенку, сколько появление желания принимать участие в его воспитании, учиться играть, содержательно проводить с ним время дома и в детском саду.

Чтобы поддержать образовательные инициативы семьи и привлечь к образовательной деятельности дошкольного учреждения, целью воспитателей нашего дошкольного отделения стало создание единого образовательного пространства посредством разнообразных форм взаимодействия. [3]

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников осуществляется путем решения следующих задач:

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

• поддержка родительской уверенности в собственных педагогических возможностях.

Опираясь на накопленный в практике опыт сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечению их в жизнь группы, в ДОО используются разные формы взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность. [3]

Помимо традиционной доски объявлений, в группе оформляется стенд «День за днем» с краткой информацией о том, чем ребенок был занят в течение дня, с рекомендациями для родителей. Приложение к стенду — рубрика «Повторяем вместе», где родители знакомятся со стихами, загадками, пальчиковыми и словесными играми и т. д., которые могут повторить дома вместе с детьми.

Опыт работы показывает, что нередко родители в силу нехватки времени игнорируют печатный консультационный материал, представленный на стендах, в папках-передвижках. Кроме того, в старших группах детей приводят и забирают на прогулке в любое время года, поэтому информация, подготовленная для родителей в раздевалках, остается невостребованной.

Встает вопрос: «Как донести до родителей нужную информацию?», «Как расширить знания детей интересными фактами и событиями по изучаемой теме?»

Родитель- авторитет для ребёнка, друг, помощник, советчик. Кто, как не родители могут на понятном и доступном языке, на примерах из жизни, своего опыта донести до ребёнка знания [4]. Порой не знают, или нет времени найти нужный материал по конкретной теме. По их просьбе стали подбирать различные материалы: задания, игры, тексты стихов, пословицы и поговорки.

Для оформления данных материалов была разработана ширма, состоящая из 3 красочных страниц (можно добавлять, которая содержит разнообразные материалы по теме недели для занятий с детьми дома.

Одна страница – название темы недели с образовательными задачами.

На других страницах – карманы с названиями разделов и содержанием раздаточного материала по этим разделам:

Разделы и содержание материалов в них:

- Почитай-ка! (тексты стихов, небольших рассказов, отрывков из художественных произведений, список литературы для семейного чтения).

- Это интересно (даты календаря, интересные и забавные факты, истории, высказывания, случаи из жизни окружающих людей и животных).

- Ну что, поиграем? (словесные, подвижные, развлекательные игры и упражнения, забавы)

- Как у тебя тут интересно! (пословицы, поговорки, приметы, загадки, интересные факты).

- Поиграй-ка (дидактические игры, опыты и эксперименты, наблюдения, которые можно провести в домашних условиях по теме).

- Загадки, ребусы, шарады.

Отметили, что ребусы способствуют:

- расширению кругозора детей;

- развитию речи ребёнка через разгаданные слова, загадки, пословицы, небольшие стихи;

- знакомству с окружающим миром и явлениями природы;

- развитию зрительной и моторной памяти, вниманию через яркие рисунки, картинки

Размещение стихов, списка художественной литературы в кармашках не гарантирует их изучения. Решено размещать разные стихи по теме, к праздникам, которые родители могут выучить с ребёнком дома, в свободную минутку. Для того, чтобы выученные стихи, пословицы, поговорки были востребованы в течение всего дня, придумали проводить «артистические минутки», где ребёнок может проявить свои знания, талант артиста, научиться публичному выступлению (среди детей своей группы, при этом не стесняться, упражняться громко и выразительно читать.

По истечении некоторого времени предложили родителям вместе с детьми поучаствовать в фестивале-конкурсе чтецов к Всероссийскому дню матери с целью вовлечения родителей в образовательную деятельность, поддержки инициативы семьи в отборе стихов, их разучивании, желании и умении выразительно прочитать.

Привлечение родителей к подбору стихов приобрело свой положительный эффект – родители находили стихи, оценивая реальные возможности своего ребёнка, оценивать развитие памяти, правильное произношение отдельных звуков, слов и предложений.

Результат нашей работы – знания, красивая речь детей, развитое воображение, познавательный интерес. И конечно, благодарность родителей!

Наш опыт работы доказывает, что дети, с которыми родители играли, беседовали, рассуждали, регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.

Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. [4]

Планомерная работа с родителями и использование нетрадиционных методов организации интерактивного взаимодействия находит свое отражение в увеличении количества семей, вовлеченных в образовательный процесс. Это объясняется возросшим интересом родителей к жизни в группе, и желанием принимать участие в совместных мероприятиях. Родители с удовольствием наблюдают, как дети подолгу и с увлечением рассматривают их совместные работы, обсуждают прошедшие мероприятия, рассматривая фотоотчёт о мероприятии, гордятся своими родителями. Они рассказывают сверстникам, как они принимали в этом участие.

Погружение родителей в специфическую атмосферу детского сада, данный формат сотрудничества ДОО с семьёй имеет мощные ресурсы для информационной открытости дошкольного образования. [5]

Список литературы:

1. Доронова Т. Н., Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. – 120 с.

2. Зверева, Н. Воспитываем «успешных мерзавцев»? // АИФ-Челябинск. 2014. № 41. С. 23.

3. Зверева О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М. : Сфера, 2005. – 80 с;

4. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

5. Микляева Н. В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй» Москва 2006.

6. Молчанов, С. Г. Воспитание – инструмент социализации образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: материалы медунар. Науч. – практ. Конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008). – Челябинск: Образование. 2009. – Ч. 2.

7. Молчанов, С. Г. Исполняем «Стратегию воспитания… до 2025 года?» // Детский сад от А до Я. 2015. № 3(75). С. 4.

8. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» https://sdo-journal.ru/

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьёй — актуальное направление реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 5 июля 2021 в 07:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с семьёй — актуальное направление реализации ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем аноним (УИ 2707132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД