Вероника Толкачева
Взаимодействие с социумом как ресурс реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют экономические и социальные перемены, происходящие в обществе. Идет реформирование системы дошкольного воспитания в России. К ДОУ предъявляют большие требования (как государство, так и непосредственные потребители услуг – родители, призывают к переходу на открытые способы взаимодействия, ожидают существенного расширения сферы услуг и качества образования. В связи с этим то дошкольное учреждение, которое более качественно обучает детей, с наименьшими затратами удовлетворяет социальным запросам, имеет больше шансов сохраниться, а также и несомненные преимущества перед конкурентами, поскольку именно оно привлекает к себе большее количество детей. Каждый детский сад должен сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и оригинальность. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном учреждении. Решить эту проблему наилучшим образом позволяет организация сетевого взаимодействия ДОУ.
Публикация «Взаимодействие с социумом как ресурс реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Сетевое взаимодействие - это совместная деятельность субъектов сетевой организации по решению общих проблем. На слайде вы видите несколько определений. Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования Сетевое взаимодействие – это взаимодействие между образовательными учреждениями.
Одним из характерных признаков сетевого взаимодействия - это отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащие в основе социального партнерства.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как постоянно (перманентно, так и ситуативно в специально планируемых в рамках социального партнерства.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».
Это подчеркивается в ФГОС ДО – обеспечить открытость дошкольного образования «…создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая…обеспечивает открытость дошкольного образования»
Каков же будет ожидаемый результат данного взаимодействия?
Процесс социального партнерства
- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми
- поднимает статус учреждения,
- указывает на особую роль его социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка-дошкольника.
- и в конечном итоге улучшает качество дошкольного образования в конкретном учреждении.
Цель деятельности любого дошкольного образовательного учреждения в социуме - повышение качества дошкольного образования через доступность и открытость работы.
Взаимодействие с каждым из партнеров должно базироваться на следующих принципах:
• добровольность;
• равноправие сторон;
• уважение интересов друг друга;
• соблюдение законов и иных нормативных актов;
• учета запросов общественности;
• сохранения имиджа учреждения в обществе;
• установление коммуникаций между детским садом и социумом;
• обязательность исполнения договоренности;
• ответственность за нарушение соглашений.
В организации взаимовыгодных отношений с социальными институтами руководитель занимает центральное место.
Цель руководителя – создание системы взаимосотрудничества с социумом в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи руководителя:
• Привлекать социальные институты к сотрудничеству с ДОУ;
• Заключать договора о сотрудничестве;
• Осуществлять контроль за выполнением условий договоров;
• Планировать совместную деятельность, назначать ответственных лиц за проведение мероприятий;
• Организовывать совместные совещания;
• Проводить мониторинг качества совместной работы.
Отсюда вытекает система организации совместной деятельности с социальными партнерами - алгоритм
1. заключение договора
2. проведение встречи по проблемам
3. составление плана работы
4. информирование на сайте
5. проведение совместных мероприятий
6. мониторинг качества работы
Важным компонентом качественного сотрудничества ДОУ с социальными институтами, творческим двигателем детей и взрослых в проявлении активной позиции сотворчества является грамотная мотивация деятельности.
Правильно подобранная мотивация, безусловно, ведет к полному самораскрытию потенциальных возможностей участников сотрудничества, стимулирует активную социальную позицию.
Мотивация для участия детей в различных творческих мероприятиях при взаимодействии с социумом:
- игровая
- познавательная Т
- творческая самореализация
Мотивация для педагогов:
- творческая самореализация
- успешное прохождение аттестации
- повышение педагогического рейтинга
- материальная сторона
Мотивация для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом:
- демонстрация способностей своих детей и их развитие
- укрепление детско - родительских отношений
- творческая самореализация
Вследствие этого, мотивация деятельности является необходимым условием развития творческой активности и инициативности при взаимодействии ДОУ с социальными объектами.
Итак, работа детского сада с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает воспитательно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:
• использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
• решать комплекс образовательных задач, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательной программы ДОУ.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне сетевого взаимодействия.
Следовательно, уважаемые коллеги, используйте все возможности социума для повышения качества дошкольного образования, для развития и формирования социальных навыков детей, укрепления их здоровья и успешной адаптации воспитанников в обществе.