веслополова оксана владимировна
Взаимодействие специалистов ДОУ по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью обучения грамоте является :
-научить детей осмысленному чтению и подготовить руку к письму.
Подготовка к обучению грамоте осуществляется одновременно с формированием произносительных навыков. Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов и предложений – одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Вся работа по обучению грамоте должна быть комплексной и проходить при формировании учебной деятельности у ребенка.
Многие не считают нужным и важным звуковой анализ и синтез и стремятся быстрее научить ребёнка читать и писать. Большинство полагают, что достаточно выучить буквы, и ребёнок станет грамотным. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений. И тогда требуется помощь специалистов. Поэтому возникла необходимость в разработке плана взаимодействия участников педагогического процесса по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Формировать навыки звукового анализа, синтеза.
3. Познакомить с буквами.
4. Формировать умение рассуждать и чётко формулировать свои мысли.
5. Развивать мелкую моторику и ориентирование на листе бумаге.
6. Повысить педагогическую компетентность родителей по подготовке ребенка к обучению грамоте.
В нашем саду разработан план совместной работы педагогов ДОУ с детьми.
С понедельника по среду организуется предварительная индивидуальная работа педагогов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя по решению задач предстоящей непосредственной образовательной деятельности через разнообразные игровые приёмы.
Учителя-логопеды на индивидуальных занятиях знакомит с артикуляцией звука, по возможности отрабатывает его произношение, организует речевые игры и игры с мячом («Мяч кидай, звук называй», «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» и др.).
Воспитатель в совместной деятельности с ребенком через дидактические игры («Живые слова», «Поймай звук», «Назови картинку и назови гласный звук») и практическую деятельность (рисование, аппликация, выкладывание из природного материала) развивает фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
Музыкальный руководитель организует индивидуальную работу на музыкальных занятиях (творческое задание «Сочини песенку», дидактические игры, попевки).
Во время утренней гимнастики инструктор по физической культуре использует фонетическую зарядку (ритмичное проговаривание скороговорки «Три сороки-тараторки Тараторили на горке», за которым следует соответствующая игра «Птички в гнёздышках»).
Педагог-психолог проводит динамические игры и упражнения с речевым сопровождением (чистоговорки, этюды, игры с песком, штриховки и шифровки, нейропсихологические и дидактические игры.
В четверг проходит образовательная деятельность, где раннее полученные знания воспроизводятся и синтезируются.
В пятницу проводятся консультации для родителей, на которой даются рекомендации специалистов для закрепления знаний у ребенка о звуках и буквах, предлагаются игры и упражнения для использования в совместной и самостоятельной деятельности в семье. В детском саду ведется журнал консультаций всех участников образовательного процесса. Работает консультативный пункт для родителей, они обращаются по любым интересующимся вопросам.
Таким образом выстраивается работа в течение года. При тесном взаимодействии участников образовательного процесса дети получают качественные знания, более успешны в групповой познавательной деятельности по подготовке к грамоте. К концу годы мы планируем достичь следующих результатов.
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Формирование навыков звукового анализа, синтеза.
3. Знакомство с буквами.
4. Умение рассуждать и чётко формулировать свои мысли.
5. Развитие мелкой моторики и ориентирование на листе бумаге.
6. Повышение педагогической компетентности родителей по подготовке ребенка к обучению грамоте.
Литература:
1. Боромыкова О. С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 1999
2. Ветлугина В. «Музыкальный букварь» Москва «Музыка» 1986
3. Ельцовой О. М. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте»
4. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик». -СПб. : Речь, 2005
5. Леонова О. А. Корекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом, С / Пб, «Детство-пресс» 2013
6. Нейропсихологическая игра. Сост. : Михеева Н., Мухаматулина Е. Издатальство «Генезис», 2017