Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста «Звук и буква М»

Феоктистова Лариса Михайловна
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста «Звук и буква М»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Красивская СОШ» филиал «Хорошавский»

Инжавинского района Тамбовской области.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме : «Звук и буква

[М]»

Выполнила: воспитатель Феоктистова Л. М.

Цель: знакомство со звуками [М], [ М’] и буквой М.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста „Звук и буква М“» размещена в разделах

Образовательные цели:

• учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в слогах и словах, формировать понятие «согласный звук»;

Развивающие цели:

• учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами.

• развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

Воспитательные цели:

• развивать навыки самоорганизации и контроля;

• воспитывать желание приходить на помощь.

Оборудование: картинка с изображением Мальвины, конверт с буквой М, обозначение звука [М, условные обозначения гласных и согласных звуков, карточки, предметные картинки, в названиях которых есть звук [М], синие и зеленые карандаши, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Игровая минутка на развитие фонематического слуха)

Здравствуйте,дети. В руках у вас карточки, на которых буквы, обозначающие звуки. На эти звуки придумайте слова. Кто первый придумает, тот займет свое место первым.

По мере называния слов дети занимают места.

2. Сообщение темы занятия. (Характеристика звука по акустическим и артикуляторным признакам)

Ребята, отгадайте мою загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.

Дети: Буратино.

- Правильно. Из какой сказки этот мальчик?

- Скажите, а кто постоянно учил Буратино писать, мыть руки?

Дети: Мальвина.

Показ изображения Мальвины.

-Правильно, ребята, и сегодня к нам в гости пришла Мальвина, она вас хочет научить чему-то новому. Чему же?

-На какой звук начинается имя гостьи?

-Правильно, мы будем изучать новый звук - М.

3.- Возьмите зеркала, произнесите его и скажите, что нам помогает произнести этот звук.

Дети (произносят звук) : губы.

-Как работают губы?

Дети: закрываются и открываются

- А что еще помогает нам в произношении звука?

Дети: голос

-Что делает голос?

Дети: мычит.

-Пропеть этот звук можно?

Дети: нет.

-Значит, звук какой?

Дети: согласный.

-Правильно – звук [М] – согласный. Дети, а вы знаете, почему звук назвали согласным? Я вам сейчас расскажу.

4. Сказка о звуках.

Жили-были звуки [А], [У], [И]. Они умели петь, их называли гласными звуками. Послушайте, как они пели. (Воспитатель пропевает звуки).

- Другие звуки тоже так захотели петь.

Вышел звук [М] и не смог спеть песенку: «М-М-М»

-Какой я несчастный! Ничего у меня не получается, и никто меня не слышит!

-Не печалься,- сказал звук [А],- мы поможем тебе, только ты должен стоять рядом с нами – согласен?

- Согласен, согласен! – обрадовался звук [М].

- Вот и хорошо,- сказал звук [А],- теперь ты будешь согласным.

-Дети, понравилась история? Скажите, почему звук стал согласным?

Дети: потому что согласился стоять рядом с гласными.

Воспитатель показывает букву в виде синенького человечка с колокольчиком.

-Давайте произнесем первый звук в слове Мальвина. Он какой по твердости- мягкости?

–Твердый звук обозначается синим цветом. (Показывает схематичное изображение твердых звуков – мальчик с синим кружочком).

– А почему у этого звука в руках колокольчик?

Дети: потому что он звонкий.

-Положите ручку на горлышко и произнесите звук [М] (дети произносят)

-Что вы чувствуете?

Дети: горлышко дрожит.

-Правильно, поэтому звук [М] звонкий.

Итак, мы узнали, что звук [М] какой у нас?

Дети: согласный, твердый, звонкий.

Показ картинки мяч.

-С какого звука начинается это слово?

Дети: этот звук произносится с улыбкой, нежно. Значит, он мягкий.

-Приведите примеры слов с мягким произношением данного звука.

Дети: мина, Миша, мистика, мята, мясо.

-Значит, звук М какой?

Дети: Согласный, звонкий, может быть твердым, может быть мягким.

Игра «Мягкий или твердый?».

5. Игра «Поймай звук».

-Я буду называть звуки, слоги и слова, а вы, когда услышите звук [М], хлопайте в ладоши: А –У –М –И –У –М –О –У –М

КА – СА – МА – КО – СО – МО.

МАЙКА, ДОМ, МАМА, СОН, МАК, НОС, ИЗБА, СТУЛ, МАРТ.

:. Игра «Найди картинку» (развитие фонематических процессов)

Найдите на картинке предметы, в названии которых есть звук [М]

(МАСКА, ДОМ, МАК)

-Теперь назовите, что нарисовано на картинках : мотоцикл, МЫШКА, МУХА, МАЛЬЧИК, МУЖЧИНА, МОСТ.

На какой звук начинаются эти слова?

Дети – на звук [М]

7. Игра «Мягкий или твердый?».

Воспитатель произносит слова. Если дети услышат в них мягкий звук М, хлопают, если твердый,- топают.

8. Работа со схемами.

-Какие карандаши нам потребуются?

Дети: синий и зеленый.

- А теперь нужно найти домик, в котором живут звуки [М], [ М’]

В слове ДОМ, где живет звук [М]?

Дети – в конце (закрашивают в схеме последнюю клеточку)

-В слове – МАК?

Дети: вначале (закрашивают первую клеточку)

-В слове ЛАМПА?

Дети: в середине (закрашивают среднюю клеточку)

В слове МИМОЗА?

10. Знакомство с буквой.

А)Заучивание пальчиковой гимнастики.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

- Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? Сколько в ней элементов?

- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

Б) Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

-Ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое дорогое слово для всех детей в мире?

- Сколько слогов в слове МАМА?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

В) Давайте, составим предложение.

Г) Восстановление графического образа буквы «М».

Пока Буратино ел варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите почините ее, пожалуйста.

Вспомнить, из скольких элементов состоит буква.

Д) Чтение слогов с изученными буквами.

-Давайте почитаем, а Мальвина послушает и скажет нам, как мы справились с заданием и усвоили новую тему.

Показывает на сочетания звуков АМ, УМ, ИМ. Дети повторяют отраженно, затем самостоятельно.

11. Подведение итога занятия.

Мальвина: Молодцы ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Расскажите мне, что вам запомнилось и понравилось больше всего в занятии?

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста «Звук и буква М»
Опубликовано: 3 февраля 2024 в 12:06
+302Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 112.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД