Лучший педагог года

Взаимосвязь развития мелкой моторики и головного мозга у детей дошкольного возраста с ОНР

Ирина Зыкова
Взаимосвязь развития мелкой моторики и головного мозга у детей дошкольного возраста с ОНР

Изучение единства физического и умственного развития, влияния всевозможных видов двигательной активности на развитие мозга человека привлекает множество ученых и исследователей. На первый взгляд взаимосвязь рук и мозга не является очевидной, но на самом деле она существует.

Человеческий мозг достаточно пластичен и индивидуальное обучение влияет на него в большей степени, чем врожденные предрасположенности. Обучение воздействует на мозг на всех возрастных этапах и на протяжении всей жизни сохраняет данную способность к пластичности.

Публикация «Взаимосвязь развития мелкой моторики и головного мозга у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Крепкие взаимосвязи находятся между развитием мозга и тем, как мы пользуемся нашими руками. Умение четко манипулировать предметами, сочетать друг с другом отдельные их части способствует всестороннему развитию ребенка.

Чтобы выполнить определенное движение мозг посылает «команду» к мышцам, после чего получает сигналы о достигнутых результатах от периферийных органов чувств. На основании данных результатов мозг создает новые команды. [1, с. 284]

Таким образом, действия, которые нуждаются в большей ловкости пальцев рук, требуют и большей гибкости нашего мозга.

Координирование наших телодвижений определяется некоторым количеством структур головного мозга, среди которых находятся: мозжечок, белое и серое вещество, лобная доля, сенсорная и моторная зоны. Перечисленные отделы отвечают и за образование и развитие речи, и, следовательно, интеллектуальное развитие ребенка. Исходя из этого, можно проследить тесную связь развития моторики и функций мозга.

Мелкая моторика представляет собой комплекс скоординированных операций нервной системы, мышечной и костной систем при выполнении точных движений пальцами ног и рук и кистями.

К числу ученых, занимающихся изучением мелкой моторики, относятся: М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, И. М. Сеченов, А. Р. Лурия, М. М. Кольцова и многие другие. Большое количество исследователей называет кисти рук «органом речи», соотнося их значимость с артикуляционным аппаратом.

По итогам электрофизиологических исследований было выявлено, что, во время того когда ребенок выполняет ритмичные движения кистями и пальцами, у него значительно усиливается согласованная деятельность между лобными и височными отделами мозга. Таким образом можно сказать, что речевые области развиваются под воздействием импульсов, которые поступают от пальцев.

Точность движений пальцев рук способствует формированию устной речи, развитию мышления, воображения, памяти (зрительной и двигательной, внимания, оптико-пространственного восприятия, наблюдательности.

Как показывают исследования Кольцовой М. М., систематическая тренировка координированных движений пальцев рук является достаточно эффективным средством улучшения работоспособности коры головного мозга. [2, с. 228]

Дошкольный возраст является значимым периодом в жизни каждого, который тесно связан с тренировкой моторики посредством игровой деятельности. Формирование двигательной координации и развитие мелкой моторики происходит в процессе выполнения различных видов ручной деятельности, таких как лепка, рисование, аппликации, конструирование.

Для детей с общим недоразвитием речи характерна двигательная недостаточность, которая выражается в виде снижения ловкости, скорости выполнения движений, плохой координации усложненных движений. Значительные трудности появляются при выполнении серии движений по словесной инструкции, нарушается последовательность выполнения действий, пропускаются его составляющие. Дети неохотно рисуют, лепят, выполняют поделки и т. д. Графическими особенностями являются неровные линии, слабый нашим на карандаш, нарушение контура при раскрашивании изображения. [3, с. 60-61]

Мелкая моторика влияет не только на речевое развитие, но и развивает ряд высших психических функций. Поэтому, чтобы у детей речевое и интеллектуальное развитие было на высоком уровне, следует уделять особое внимание развитию мелкой моторики.

Важно понимать, что вся дальнейшая жизнь ребенка будет сопровождаться точными и координированными движениями, необходимыми для множества бытовых и учебных действий. Следует как можно больше заниматься с детьми, ведь работа в данном направлении требует систематичности.

Список использованной литературы

1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М. : Академия, 2010. - 284 с.

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М. : Просвещение, 1973. - 228 с.

3. Прищепа С. С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 60-61.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаИгры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста О том, что развивать мелкую моторику рук детей слышали многие. Также многие знают традиционные способы ее развития. Я же предлагаю вашему.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь развития мелкой моторики и головного мозга у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 18 сентября 2021 в 23:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД