Папки-передвижки

Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Елена Брежнева
Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики

у детей дошкольного возраста

Брежнева Е. А.

воспитатель высшей категории

МАДОУ «ДС № 476 г. Челябинска»

Калининский район

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различныеручные жесты - указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека важное значение, то обе эти функции получили свое развитие и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движением пальцев рук и области, "отвечающие" за движение органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) "тревожат" и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Публикация «Консультация „Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ребенок дошкольного возраста может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти ему в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного "хода" руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить- ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.

Анализ литературы позволил выявить нам, развитие мелкой моторики находится в тесной связи с речевым развитием

"Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческих мыслей".Это совершенно справедливо,ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Как писал физиолог И. И. Павлов:"Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Один из ведущих скандинавских исследователей письма Нильс Севик выделяет шесть групп факторов - умений и навыков, влияющих на успешность актов письма и навыков мелкой моторики.

1. Ловкость пальцев;

2. Выполнение прицельных движений;

3. Психомоторная устойчивость;

4. Зрительно - моторная координация;

5. Зрительное восприятие формы и изображений;

6. Интеллект.

В вопросах подготовки ребенка к школе вообще и к овладению письмом в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется не важным или не существенным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьезной проблемой.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Исходя из этого, была определена цель работы:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста, через различные виды деятельности (в частности через работу с бисером)

В своей работе поставлены следующие задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза. гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений мною было использованы разные методы и приемы работы:

1. Пальчиковый игротренинг :

-массаж кистей рук

-пальчиковая гимнастика, физкультминутки

-пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

-пальчиковый театр

-театр теней

2. Использование элементов ТРИЗ:

-лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

-нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

-конструирование : из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

-различные виды аппликаций

3. Развитие графической моторики :

-рисование по трафаретам

-штриховка

-дорисовка (по принципу симметрии)

-лабиринты

-графические диктанты

4. Дидактические игры:

-шнуровка М. Монтессори

-игры с мелкими предметами

-пазлы, мозаика

Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремесел. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Появившийся у девочек интерес к модным фенечкам и мое увлечение бисероплетением подтолкнули выбрать направление кружковой работы, такой вид рукоделия, как плетение из бисера.

По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку,нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. В работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движений кисти и пальцев, что стимулирует речевое развитие детей. Кроме того, занятия с бисером:

• способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;

• знакомят с особенностями художественного языка;

развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,

развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,

• способствуют обогащению словаря

Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи, а главное, поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, пасхальные яйца, украшенные бисером, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе, а на 8-е Марта подарить цветы из бисера маме.

Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды.

В группе выделили и оформили уголок “Мастерилка”, где расположили весь необходимый материал и инструменты:

• бисер,

• бусины, разнообразные по форме, цвету, материалу.

• стеклярус

• проволока медная гибкая (диаметр – 0,28 – 0,32 мм)

• гофрированная бумага и флористическая лента для декорирования стеблей.

• клей ПВА

• ножницы

• леска разной толщины

Совместно с родителями собрали мини-библиотечку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформили картотеку схем для детей и для педагогов.

Таким образом, чтобы результат был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

Консультация «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Отчет по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Речь – имеет в жизни огромное значение. За время работы в детском саду наблюдения показали, что у детей довольно часто встречается задержка.

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент.

План по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование.

Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» Актуальность Изучая данную тему по самообразованию очевидно, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации.

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Мамедова Е. В., заместитель заведующего по.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речевой функции детей Как приятно родителям, когда у их ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш, завязывают волшебные узелки и бантики, аккуратно рисуют,.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в норме и у старших дошкольников с ОНР III уровня Проблема развития моторики и связной речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики в связи с увеличением количества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 10:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД