Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь речевого творчества и умственного развития»

Ольга Аршинова
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь речевого творчества и умственного развития»
▼ Скачать + Заказать документы

В возрасте 4-5 лет многие дети охотно играют словами, звуками, сочиняют короткие стишки, считалки и просто бессмысленные рифмы. Ребенок активно осваивает языковую действительность, познает грамматические правила и нормы, овладевает ими в процессе практического пользования языком.

Постигая тайны языка, ребенок проделывает колоссальную работу по анализу и обобщению, явлений окружающего, фактов слышимой речи.

Овладевая языком, дошкольник усваивает устойчивые традиции родного языка, учится речетворчеству, что отражает закономерность развития языка как явления социального.

Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимосвязь речевого творчества и умственного развития“» размещена в разделах

Разные стороны языка - фонетическая, лексическая, грамматическая - допускают творчество в разной мере. Человек не изобретает новых звуков, суффиксов, приставок, но самостоятельно пользуется ими для выражения собственных мыслей и чувств. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка, и ими ребенок начинает овладевать очень рано.

Все начинается с познания окружающего. Это знание часто не фиксировано в слове, живет в виде образов предметов, цветов, запахов, различных ощущений, переживаний. Расчленение этого потока впечатлений, обозначение словом предметов, действий, качества - необходимая основа последующего умственного речевого развития. Какие необходимы условия, чтобы он смог производить такое впечатление.

Прежде всего нужно, чтобы возникла потребность в слове, его понимании или использовании, проблемная ситуация. Нужно, чтобы ребенка был опыт решения таких проблем, образец способа действия. Поначалу этот образец должен включать в себя все этапы преобразования одного наименования в другое с наглядным подкреплением всех существенных для него предметных отношений.

Образование названий взрослых животных и их детенышей в русском языке имеет определенную закономерность, и самый характерный признак - суффикс –онок-. Ребенок, на пример, мог не слышать слова «верблюжонок», но возникла необходимость, и слово было воссоздано.

Но такой процесс не всегда протекает легко и просто. На пример при недостаточности впечатлений, наблюдений, малом опыте речевого общения.

А может не стоит ребенку создавать свои слова – пусть учится тем, что есть в языке. Как ни парадоксально, без словотворчества ребенок не может овладеть необходимым словарем. Только на первых парах оно имеет характер речевой ошибки, а в дальнейшем начинает осознаваться как особый способ деятельности в сфере языка.

В том и состоит суть детского словотворчества, что это постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и при необходимости даже самому их создавать. А такая необходимость всегда существует так, как человек в своей деятельности постоянно создает и открывает новые объекты и явления, которым присваиваются новые названия.

Дети упражняются в образовании названий разных профессий, отгадывая загадки-инсценировки. Весело и легко учатся дети в игре «Где были мы не скажем, а что видели – покажем» самостоятельно находить «трудные» слова (горнолыжник, велосипедист, фехтовальщик). Ошибки здесь не редкость. Но это не те ошибки, которым огорчаются. Это ошибки поиска, ошибки творчества. Реагировать следует так: «Хорошее слово придумал, но в языке уже есть другое слово…».

В старшем дошкольном возрасте у ребят формируется тонкая наблюдательность, чуткость к выразительным средствам языка. Это делает речь более точной, а порой и образной. Этим объясняется, почему внешние проявления словотворчества становятся менее редкими, менее заметными. Однако, за снижением интенсивности словотворчества нередко кроется и другая причина - отсутствие внимания и поддержки со стороны взрослого, духа игры, шутки, фантазирования. Здесь многое зависит от воспитателя.

В этом возрасте разумно сочетать разные виды деятельности: обучение на занятиях, речетворчество в ролевой игре, игре-драматизации, художественно-речевой деятельности. Детям подготовительной группы уже доступно знание о словах «родственниках», то есть связанных по смыслу, имеющих общую часть. Получая знание об однокоренных словах и их признаках в готовом виде, дети учатся образовывать их с помощью воспитателя по вопросам.

Упражнения в словообразовании опираются на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяют им осознавать те формальные и смысловые связи слов, которые уже были интуитивно обобщены в прогрессе речетворчества. Это положительно отражается на качестве речи - она становится осознанной, произвольной. Вместе с тем дети приобретают и опыт сознательного анализа языкового материала, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Речь — основа психического развития дошкольников - Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства.

Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников (часть 1) Часть 2 ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (ЧАСТЬ 1)В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь речевого творчества и умственного развития»
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 20:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Взаимосвязь речевого творчества и умственного развития»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Аршинова (УИ 105833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД