Ольга Романова
Эффективные способы введения новых слов в речь детей раннего возраста
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребёнку ещё нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык.
В работе с детьми раннего возраста принято использовать различные методы и средства. К методам относятся: 1) наглядные (наблюдение; рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, фотографий; экскурсия, просмотр мультипликационных фильмов); 2) словесные (чтение ребёнку детской литературы, заучивание стихотворений детьми; беседа, требующая опоры на наглядность); 3) практические ( усвоение и совершенствование речевых умений и навыков в игровой деятельности: дидактические игры, игры-драматизации, игры; опытно-экспериментальная деятельность). К средствам развития речи относят: общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи родителями во всех режимных моментах; детская художественная литература; различные виды искусства; театрализованная деятельность; пальчиковая гимнастика; артикуляционная разминка.
Публикация «Эффективные способы введения новых слов в речь детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Изучением особенностей появления речи занимаются многие исследователи. Например, Д. Рой реализовал проект «Человеческая речь» и пришел к выводу, что самостоятельность и активное общение ребёнка влияют на то, каким образом усваивается язык. Д. Рой отмечает, что важно понять взаимодействие между этими двумя элементами и языком, чтобы понять, возможно ли предсказать, как структура того, в какой момент слова услышаны, влияет на то, когда они усваиваются, другими словами, отношения между словами и их значениями в реальном мире.
Н. Н. Поддьяковым также доказано, что участие детей в проектной деятельности способствует активному обогащению чувственного опыта детей, поскольку речевой материал проговаривается, а на основе полной и развернутой информации, у детей формируется четкий образ предметов и явлений окружающего мира.
Т. Н. Ушакова, С. С. Белова, О. Е. Громова описали различные интенции в развитии речи ребёнка раннего возраста, в их числе интенции привлечения взрослого к совместным занятиям: инициация чтения, игр и подобных занятий, а также поведение, направленное на возвращение отсутствующего человека.
При измерении мозговых волн детей, выяснено, что дети лучше всего учатся, когда их мозговые волны синхронизируются. Синхронизация происходит в моменты радости, счастья ребёнка в моменты общения с матерью, когда мать говорит с ребёнком мелодичным голосом. Следовательно, детские рифмы и песни – отличный способ обучения. Учёные называют этот способ «Motherese», что дословно переводится как «мамин язык».
О. А. Горлова и Н. А. Горлова также занимаются исследованием детской речи. О. А. Горловой были выделены следующие характеристики в структуре детской речевой деятельности: 1) продуктом детской речевой деятельности в раннем возрасте является ситуативное высказывание; 2) коммуникативная ситуация выступает как стимул, вызывающий потребность в общении и обеспечивает развитие коммуникативных, речевых, а затем и языковых способностей; 3) в раннем возрасте ребёнок способен овладеть устными видами речевой деятельности (говорением и аудированием (через диалог – в раннем возрасте, – к монологу – в дошкольном возрасте).
В заключении можно добавить, что первые слова ребёнка очень важны в его психоречевом и когнитивном развитии, и взрослые должны создать максимально комфортные условия для успешного овладения ребёнком новых слов до младшего дошкольного возраста, поддержания и поощрения интереса к обогащению словаря ребёнка в дальнейшем.