Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный день»

Анастасия Балина
Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный день»

Экологическая сказка

Конспект

занятия по познавательному развитию

«Удивительный день»

(Экологическая сказка с опытно — экспериментальной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста)

Воспитатель

Балина Анастасия Андреевна

г. Петрозаводск, 2019 г.

Задачи:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, древесины, полиэтилена и делать выводы.

Развивать познавательно – исследовательский интерес, показывая занимательные опыты; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Удивительный день“» размещена в разделах

Содействовать проявлению и развитию логического мышления, речи, умения действовать совместно.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, работа в парах.

Длительность занятия соответствует требованиям СанПиН и составляет 30 минут.

На занятии использованы методы и приемы:

1. Организации и осуществления совместной деятельности:

1.1. Словесные: рассказывание сказки; беседа, вопросы и ответы взрослого и детей.

1.2. Наглядные: наблюдение за выполнением опытов, за визуальным рядом, сопровождающим экологическую сказку.

1.3. Практические: выполнение опытов.

1.4. Игровые: погружение в сказку.

2. Контроля за эффективностью деятельности:

2.1. Устные: вопросы в процессе опытов, при формулировании выводов; при подведении итогов занятия.

3. Методы стимулирования активного участия в деятельности: выполнение опытов в соответствии с сюжетом сказки, рассказ сказки и показ опытов; поощрение, мотивирование к дружной работе в парах, подгруппе, группе и индивидуально, к получению новых знаний.

Также на занятии используются технологии опытно – исследовательской деятельности. Применяются информационно – коммуникационные технологии: интерактивная доска и презентация, которая служит демонстрационным материалом.

Материалы и оборудование:

- мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация;

- материалы и оборудование для проведения экспериментов;

1 эксперимент – 3-х литровые банки, небольшой предмет — насекомое, полиэтилен/ пищевая плёнка, вода (в количестве 3 штук);

2 экперимент – стеклянные сосуды с водой, растительное масло, соль, можно использовать пищевой краситель для эффекта (в количестве 5 штук);

3 эксперимент – полиэтиленовые пакеты с водой, карандаши остро заточенные, тазы (в количестве 1 шт.);

4 эксперимент — блюдца, пипетки, стаканы с водой, зубочистки (в количестве 9 шт.).

Удивительный день

(Экологическая сказка с опытно — экспериментальной деятельностью)

Ход совместной деятельности:

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте дети, меня зовут Анастасия Андреевна. Давайте поприветствуем друг друга: «Мы друг другу улыбнемся, дружно за руки возьмемся, слева друг и справа друг, получился ровный круг». Я сочинила для вас сказку, которая называется «Удивительный день».

Хотите ее послушать? (Ответы детей) Для того, чтоб отправиться в сказочный мир, нам нужны медальоны, которые понадобятся нам для выполнения различных заданий (предложить детям выбрать медальон).

Медальоны на каждого ребенка (8 штук, 2 зеленых, 2 красных, 2 желтых, 2 синих.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом на стульчики, напротив интерактивной доски.

Сказка

«В одном лесу, где течет голубая река, жил зайчик. Ранним утром увидел он диво дивное, насекомых. Вспомнил зайчик, что весна наступила, теплее стало.

Решил он жучка поближе разглядеть (Проводим эксперимент с водой и банкой)

Давайте мы с вами тоже попробуем разглядеть поближе жучка.

Дети делятся на подгруппы по 4 человека с помощью медальонов. На банке с экспериментом расположены два цвета (желтый и красный; зеленый и синий)

Эксперимент № 1. «Увеличительное стекло»

Дети проводят данный опыт, выполняя задание в подгруппах (4 человека, эксперимент выполняется поэтапно с показом педагога. Далее обсуждают вывод.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Воспитатель предлагает посмотреть на насекомое в горлышко банки (для сравнения дальнейшего результата). Затем сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость, а в углубление налейте воды. Снова заглядываем в горлышко банки. Что вы видите? Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям вернуться к интерактивной доске для подведения итога эксперимента. Дети садятся полукругом и обсуждают вывод.

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Давайте послушаем, что же произошло дальше.

Сказка

Вдруг под кустиком что-то зашуршало. Это был медвежонок

Медвежонок: «Ой, ой, а кто это ты такой?»

Зайчик: «Я зайчик. А ты видно только на свет появился»

Медвежонок: «Откуда ты знаешь?»

Зайчик: «Все медвежата рождаются зимой в берлогах»

«Не заметил мишка, что рядом речка бежала, да и плюхнулся в нее. А когда вылез, его шерстка была очень грязная. Испугался зайка, глянул в речку, а в ней огромное пятно»

Воспитатель предлагает детям посмотреть, какое пятно было в реке. (Проводим эксперимент №2)

Дети делятся на пары с помощью медальонов по цвету.

Эксперимент № 2. «Лесное озеро»

Дети проводят данный опыт, выполняя задание в парах, эксперимент выполняется поэтапно с показом педагога. Далее обсуждают вывод.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли. Посмотрите, что получилось.

Воспитатель предлагает детям вернуться к интерактивной доске для подведения итогов эксперимента.

Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. (Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.)

«Нельзя загрязнять водоёмы, ведь природе нужно очень много времени, чтоб очистить реку. Не загрязняйте воду!»

Интересно! А что же произошло дальше с нашими героями?

Сказка

«Решили мишка и заяц воды набрать, но кроме дырявого пакета не нашли ничего больше. А вы как думаете, можно ли донести воду в дырявом пакете?» Ответы детей. Воспитатель предлагает попробовать донести воду в дырявом пакете.

(Проводим эксперимент №3)

Эксперимент № 3. «Донеси воду»

Дети проводят данный опыт, выполняя задание совместно со взрослым. Далее обсуждают вывод.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой. Ребята, посмотрите, это же настоящее чудо! Предлагаю вам вернуться к интерактивной доске и обсудить вывод.

Вывод: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Какие еще приключения были у наших героев? Давайте послушаем.

«Так и гуляли медвежонок и зайчонок до самой ночи, пока на небе не появились звезды» Воспитатель предлагает детям сделать звезды для медвежонка и зайчика.

(Проводим эксперимент №4)

Эксперимент № 4. «Звезда»

Дети проводят данный опыт, выполняя задание индивидуально. Далее обсуждают вывод. Воспитатель демонстрирует, как провести данный опыт, далее дети проделывают его самостоятельно.

Сложите сухие, надломленные пополам зубочистки так, как показано на рисунке слева. Капните несколько капель на сгибы зубочисток. Постепенно они начнут расправляться и образуют звезду.

Воспитатель предлагает вернуться к интерактивной доске для обсуждения вывода.

Вывод: причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

«Вот такой удивительный день, полный чудесных открытий был у медвежонка и зайчонка»

Воспитатель:

Вот и закончились приключения медвежонка и зайчонка. Понравилась ли вам сказка? Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего? (Ответы детей) Вернувшись из детского сада, вы сможете рассказать эту сказку и показать опыты своим близким.

Вручение дипломов участникам экологической сказки «Удивительный день».

Источники:

Н. В. Мерзлякова. Мастер — класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/Н. А. Рыжова. - Москва 2002

3. Яндекс. Картинки. https://yandex.ru/images/search?text=яндекс%20картинки%20природа&lr=18

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Ах, этот удивительный песок!» Конспект НОД по познавательному развитию «Ах, этот удивительный песок!» в старшей группе. Цель: познакомить детей со свойствами песка;.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный воздух» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. «Удивительный воздух». Выполнила воспитатель Осипова.

Конспект НОД по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей подготовительной группы Цель: обобщить знания детей о воздухе, о некоторых правилах экологической безопасности. Задачи: - формировать понимание необходимости сохранять.

Конспект занятия по познавательному развитию «День рождения Земли» Ход ООД Игра «Передай тепло» Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Воспитатель- Каждый день солнышко выходит чтобы.

Конспект занятия по познавательному развитию «День знаний в старшей группе» "День знаний" Цели: Систематизировать и закрепить знания по математике; Систематизировать и закрепить знания о школьных принадлежностях;.

Конспект занятия по познавательному развитию «День рождения села Александровского» Цель: уточнять и систематизировать знания детей о родном селе, истории его возникновения, его памятных местах, учить узнавать знакомые места.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Сбережем удивительный мир» Цель: формирование бережного отношения детей к растительному и животному миру. Задачи: Образовательные задачи: -закрепить знания детей о.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «День Победы» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День Победы» Ход занятия. Воспитатель: - Ребята, какое.

Конспект занятия с детьми средней группы по познавательному развитию «Первый день осени» Конспект занятия с детьми средней группы (4–5 лет). По познавательному развитию Окружающий мир Тема «Первый день осени» Цель : Познакомить.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Удивительный лес. Кто в нем живёт?» Конспект занятия во второй младшей группе по познавательному развитию во второй младшей группе «Удивительный лес. Кто в нем живёт?» Филиппи.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный день»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 18:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД