Лучший педагог года

Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников

Алёна Бахметова
Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В. А. Сухомлинский писал: «…Сказка неотделима от красоты… благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира…»

Публикация «Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

К сочинению экологических сказок нас натолкнул проект «Играем вместе» по речевому развитию дошкольников. Основной целью этого проекта было создание родителями совместно с их детьми сказки на любую тему. Когда мы рассмотрели совместные работы родителей с детьми, то оказалось, что большинство детей создают сюжеты и образы сказок, связанные с живой и неживой природой, т. е. использовали свой личный жизненный опыт и создавали не сказки, а рассказы о животных. Исходя из этого мы начали создавать экологические сказки, используя следующие формы и методы работы: 1)показ воспитателем какого-либо сюжета с дальнейшим придумыванием сказки совместно с детьми, 2) рассказывание сказки по данному образцу, 3) сочинение сказки по модели, 4) придумывание сказки самостоятельно.

Используя беседы, наблюдения за объектами природы, чтения художественной литературы по данной тематике, конструктивно- продуктивной деятельности, экспериментальной деятельности личный опыт детей постоянно обогащался. Основной целью экологических сказок является формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природой, познание окружающего мира, воспитание чувства причастности к благополучию в природе, умение думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранения ее богатства и красоты.

Основными задачами экологических сказок является : 1)развивать экологические знания и умения детей; 2)расширять экологическую культуру поведения; 3)формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней; 4) воспитывать любовь к природе, видеть красоту окружающего мира в целом; [№1]

Постепенно мы пришли к выводу, что создание экологических сказок возможно не только ситуативно, а имело бы некий спроицированный характер. Экологическая сказка выходила на новый уровень интеллектуального развития детей, где вместо стандартных методов использовалось интерактивное оборудование. Поэтому в нашей работе по экологическим сказкам мы использовали интерактивное оборудование, в котором можно менять новизну сюжета, использовать необычные персонажи, управлять их действиями и конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе.

Наиболее интересным детям оборудованием является интерактивная песочница. Интерактивная песочница включает в себя уникальные игры для развития детей, которые помогают развитию большого числа важных качеств ребенка. С помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами, появляются животные, скелеты динозавров и многое другое. Экологические сказки дают детям возможность изучить географию, строение земли, фигуры, учатся ориентироваться в пространстве, развивают память и логику.

Наша работа по экологическим сказкам на интерактивной песочнице строилась по следующим темам: 1) «Сказочный мир» - где дети сочиняли сказку «Садик для Дюймовочки», они могли изменить ландшафт, построить свою волшебную страну, изменять явления неживой природы. 2) «Времена года» - сказка «Братья месяцы», здесь дети могли выбрать любое время года и любой месяц, могли изменить ход событий в живой и неживой природе. 3) «Источники воды» - сказка «Как люди речку обидели», там дети заглянули во времена ледникового периода. 4) «Океан» - дети фантазировали с обитателями морских глубин. 5) «Сафари» - дети разыгрывали сказку «У кого шея длиннее», там они изменяли сюжет сказки, где пустыня могла превратиться в тропики. 6) «Вулкан» - с помощью этой функции дети совершили путешествие в центр Земли сказка «Вот труба – над нею дым».

Следующим видом интерактивного оборудования, который мы использовали в работе с детьми является развивающий комплекс : «Творческая мастерская», которая включает в себя следующие виды деятельности: 1) Пальчиковое рисование сказки детьми на панели с подсветкой. Здесь из песка дети придумывали различные сюжеты сказок : «Солнышко в гостях у тучки», «Путешествие колобка» 2) Теневой театр: сказка «Чей дом лучше» где из готовых фигурных форм дети могли создать разнообразные конфигурации на панно.

В развивающем комплексе «Наураша» - в ходе придумывания сказки дети могли сами влиять на рост растений и узнавали, какие факторы для этого им необходимы, сказка «Ходит капелька по кругу», «Приключение маленького цветочка». С помощью определенных датчиков, смарт-доски и проектора экологическая сказка приобретала большую маштабность, наглядность и доступность в построении сюжета.

Одним из нововведений стало рисование песком на стекле. Это увлечение идеально подходит для детей разных возрастов. Комплекс помогает им развиваться в различных направлениях: улучшать память, внимание, моторику рук, пространственное и образно-логическое мышление, совершенствовать творческий потенциал, воображение и восприятие. Это самое доступное для детей интерактивное оборудование, где при создании образов эко-сказок на песке, дети могли не только изменять яркость и цвет изображений, но и отобразить сюжет любой сказки. Детьми были проиграны сказки : «Мишка косолапый», «Сказка про тучку», «Травинка -путешественница». [№ 2]

Проводимая нами работа, доказывает, что на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствию ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учатся выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И от того, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.

Литература:

1. «Год экологии детям» программа, Материалы научно – практической конференции. - Н. Новгород, 2017. – 361 с.

2. «Не просто сказки, Н. А. Рыжова, Экологические рассказы, сказки и праздники- М., Линка- Пресс, 2002 г. – 192 с.

3. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Т. М. Бондоренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159 с.

4. «Экологическое воспитание младших дошкольников», С. Н. Николаева, - М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 96 с.

Публикации по теме:

Домашний театр как средство домашнего развития и воспитания дошкольников Информационный век принес с собой множество инноваций для развития и воспитания ребенка. Обучающие программы, презентации, книги, игрушки.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в.

Консультация для воспитателей «Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 50» Консультация.

Мини-лаборатория как средство решения задач экологического развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста В современных условиях познавательное развитие детей является одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС.

Презентация «Труд как средство экологического воспитания дошкольников» Труд, как средство экологического воспитания дошкольников Слайд 2 Радость труда - могучая сила. В годы детства ребенок должен глубоко.

Проект «Зелёные сказки». Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников Проект «Зелёные сказки» Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников. Этапы реализации.

Сказка как средство экологического воспитания дошкольников .

Экологическая тропа как средство организации развивающей среды экологического воспитания дошкольников С ранних лет человек должен познавать природу и непременно учиться ее любить, оберегать и разумно пользоваться. Несколько лет назад об.

Экологический уголок как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, т. к. в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 17 октября 2019 в 21:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД