Галина Булько
Экологический проект «Огород на окне» для младшего дошкольного возраста
Проект «Огород на окне»
Участники: группа младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет «Карамелька», воспитатели, родители.
Продолжительность: долгосрочный (февраль-май).
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Публикация «Экологический проект „Огород на окне“ для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Огород. Проекты
- Огороды на подоконнике
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Актуальность. Дети моей группы проявляют особый интерес к объектам живой природы. Задают много вопросов, с удовольствием участвуют в экспериментах. Поэтому я решила выращивать растения, чтобы ребята увидели жизненный цикл зернышка. Это интересный проект, который знакомит малышей с жизнью растений на подоконнике в групповом помещении.
Цель:
Развитие интереса дошкольников к познавательно-исследовательской и трудовой деятельности в процессе выращивания растений в комнатных условиях.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с тем, что растение можно вырастить из семян и из луковиц;
-учить ухаживать за растениями в комнатных условиях;
-обобщать представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста лука, гороха, бархатцев;
-формировать понимание, что у растений есть корень, стебель, листья, цветок;
-способствовать активизации речи.
Развивающие:
-развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать желание ухаживать за растениями.
Реализация проекта :
I этап — подготовительный.
На данном этапе проходил сбор материала необходимого для создания огорода. Приобретали необходимое оборудование (формочки, горшочки, землю, семена). Родители помогли изготовить декорации для эстетического оформления огорода (лисичка, колобок, дом, озеро, таблички-указатели с названиями растений. Подобрали иллюстративный материал, муляжи овощей, художественную литературу: пословицы, поговорки, стихи, сказки, рассказы, загадки об овощах.
II этап — основной (практическая работа).
Совместно с детьми сажаю семена укропа, гороха, бархатцев и лук в землю. Ежедневно осуществляем наблюдения и ухаживаем за растениями (полив, рыхление почвы, поворачивание к солнцу). Позже пикируем бархатцы. Результаты наблюдений за ростом лука и бархатцев фиксируем в журналы наблюдений.
В процессе основного этапа проекта провели мероприятия :
Рассматривание семян.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Узнаем, какая земля», «Такие разные семена», «Строение растений», «Растения и солнце», «Условия, необходимые для жизни лука», «Сравнение вновь посаженного лука с раннее высаженном».
Непосредственно-образовательная деятельность: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посадка лука», «Первые всходы в огороде на окне», «Вот какой мой лучок!», «Овощи».
Дидактические игры «Чудесный мешочек», Парные картинки», «Что сажают в огороде», «Сложи картинку из кубиков», «Угадай на вкус», «Четвертый — лишний», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Сбор урожая», «От какого овоща эта часть?», «Угадай по описанию», «Что, где растет?», лото «Найди пару», сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
Беседы «Что такое огород и что на нём растёт»,
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
Чтение сказок «Спор овощей», «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
III этап — заключительный (подведение итогов).
На этом этапе провела итоговые беседы с детьми «А вот у нас в огороде!», где проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе совместной исследовательской деятельности. Подготовили фотоотчет для родителей. Участвовали в конкурсе «Огород на окне» в детском саду.
Список литературы:
1. А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Николаева С. Н. Как приобщить ребё нка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с
5. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М. : Айрис - пресс, 2009.- 96с.
6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 48с.
Приложение:
Саша, Лиза и Алиса сеяли укроп!
Матвей любит лук, потому что он от семи недуг!
Поливаем все подряд, каждый овощ влаге рад!
Маша и Ваня-огородники!

Любят друзья в огороде поиграть!
