МААМ-картинки

Экологический проект в средней группе «Огород на окошке»

Надежда Шарапова
Экологический проект в средней группе «Огород на окошке»

Экологический проект «Огород на окошке»

1. Аннотация проекта

Тип проекта : познавательный.

Вид проекта : исследовательский.

Участники проекта : дети средней группы, воспитатель группы, родители.

Публикация «Экологический проект в средней группе „Огород на окошке“» размещена в разделах

Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа : дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

Цель проекта : развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта :

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта :

· Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.

· Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

· Презентация проекта «Огород на окошке».

Продолжительность проекта : 3 месяца.

Дальнейшее развитие проекта : проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

2. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта :Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

3. Цели проекта

Цель проекта : развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта :

· Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

· Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

· Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);

· Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

· Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

· Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

4. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта :

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

· Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

· Составление плана работы над проектом.

· Сбор материала необходимого для реализации проекта.

· Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

· Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

· Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

· Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

· Сбор необходимого материала для создания огорода.

· Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

· Беседа с детьми познавательного характера.

· Организация предметно – развивающей среды по теме.

· Подготовка информации для родительских уголков.

· Организация конкурсов, развлечений, выставок.

· Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

· Посадка семян в землю.

· Уход за растениями.

· Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.

· Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.

· Игровая, двигательная деятельность.

· Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

· Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

· Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

· Работа дневником наблюдения.

· Просмотр фильмов о растениях.

· Сбор коллекций семян.

· Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.

· Труд в огороде.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

· Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

· Презентация проекта.

· Представление опыта.

Деятельность детей:

· Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

· Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Распространение опыта.

· Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.

· Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

· «Что такое «Огород на окне»,

· «У Луки и Лукерьи»,

· «Растения – это жизнь»,

· «Семена»,

· «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

· «Строение растений»,

· «Рост и развитие растений»,

· «Земля, какая она?»,

· «Вода и росток»,

· «Солнце и росток»,

· «Проращивание семян»,

3. Практическая деятельность и трудовые поручения:

· Отбор и посев семян.

· Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

4. Экологические занятия по темам : «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».

5. Игровая деятельность:

· Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

· Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

· Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

· Рассматривание различных семян.

6. Художественно-творческая деятельность детей.

· Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

· Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.

· Рисование «Лук от всех недуг»

· Лепка «Овощи большие и маленькие»,

· Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»

7. Речь и речевое общение.

· Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,

· Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,

· Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».

· Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Заполнение дневника наблюдений.

9. Оформление альбома «Наш первый огород».

10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т. д.

4. Технические средства : компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и. т. д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.

5. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

№ Этапа

Содержание деятельности

Срок реализации

Ответственные

за выполнение

1) Подготовительный

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

Февраль Педагог группы

2) Основной

1. Рассматривание семян (укропа, огурца, помидора) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

· подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

· оформление огорода на окне;

· Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.

3. Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.

Февраль Март Апрель Педагог группы

3) Заключительный

1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород.

3. Презентация проекта «Огород на окошке» в заключении конкурса.

4. Изготовление стенгазеты «Наши зимние будни в детском саду»

Апрель Педагог группы

6. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на окне». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трё м уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.

Таблица

Ф. И. О.

Проявляет интерес к растительным культурам

Знает и называет несколько овощных культур

Различает и называет строение овощных культур

Знает условия роста растений

Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.

Средний уровень : Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.

Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.

Результаты повторной диагностики, как мы и ожидали, были выше в среднем на 21 %, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса детей II младшей группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.

7. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.

Библиографический список:

1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006 г. 215 с.

3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.

Публикации по теме:

«Огород на подоконнике». Экологический проект«Огород на подоконнике». Экологический проект Огород на подоконнике в МБДОУ №54 г. Ижевска радует воспитанников подготовительной группы "Сказка". И действительно, здесь настоящая сказка.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке» Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный,.

Творческий, информационно — экспериментальный проект «Чудо-мини огород на окошке растет».Творческий, информационно — экспериментальный проект «Чудо-мини огород на окошке растет». Автор проекта - воспитатели: Масонова И. А. Вид проекта: Групповой, творческий, информационно — экспериментальный. Продолжительность проекта:.

Экологический проект «Огород на окне» Тип проекта • Познавательно - исследовательский, творческий • Групповой, с привлечением родителей • Долговременный (год) Участники проекта.

Экологический проект «Огород на окне» в средней группе ДОУЭкологический проект «Огород на окне» в средней группе ДОУ Тип проекта: • Исследовательский, творческий • Групповой, с привлечением родителей • Краткосрочный Участники проекта Дети средней группы,.

Экологический проект «Огород на подоконнике»Экологический проект «Огород на подоконнике» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Светлячок» Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема:.

Экологический проект «Огород на подоконнике»Экологический проект «Огород на подоконнике» Актуальность проекта:дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о овощах и фруктах, о том как и где они растут.

Экологический проект «Огород на подоконнике» в группе раннего возрастаЭкологический проект «Огород на подоконнике» в группе раннего возраста Тема:«Мы сажали огород»Проект реализуется с детьми 2 лет. Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую.

Экологический проект «Огород на подоконнике» в первой младшей группеЭкологический проект «Огород на подоконнике» в первой младшей группе Экологический проект "Огород на подоконнике" в первой младшей группе. Проект реализуется с детьми 2-3 лет. Вид проекта: познавательный,.

Экологический проект «Витамины на окошке»Экологический проект «Витамины на окошке» Вид проекта: творческо-исследовательский. Продолжительность : 2 месяца. Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект в средней группе «Огород на окошке»
Опубликовано: 20 мая 2021 в 11:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД