Фариде Атамова
Экологический проект «Птицы — наши друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«Птицы – наши друзья!»
Разработали воспитатели
старшей группы «Кораблик»
Атамова Ф. Н.
Парчук И. В.
2020 год
Паспорт проекта
Тип проекта: краткосрочный, творческо-познавательный.
Сроки проведения: 13.01. 2020 – 16.01.2020
Участники проекта: воспитатели, дети и родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель проекта:
способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц;
формированию бережного отношения к ним.
Актуальность проблемы.
Публикация «Экологический проект „Птицы — наши друзья!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся.
Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы, насекомые, цветы. Мы выбрали птиц, и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья наши меньшие. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Я предлагаю проект «Птицы – наши друзья»
Задачи:
сформировать представления:
-о жизни птиц, их разновидностях;
-о строении разных птиц;
-о развитии птиц;
-об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года;
-развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
-вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать, заботиться о них.
-расширять представление о том, как описывают птиц поэты и писатели.
-активизировать совместную деятельность родителей и детей.
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.
Предполагаемый результат:
-выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки)
-совместные работы родителей и детей
-речевое творчество детей
-дидактические игры и пособия
-подарок птицам «Скворечник»
Подготовительный этап:
-постановка целей проекта, определения знаний, актуальность проекта, подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий;
-организация развивающей среды;
-беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Работа с родителями:
- участвовать в акции: «Птицы – наши друзья! Помоги другу!» и в изготовлении кормушек совместно с детьми.
План реализации проекта
Дата проведения Форма проведения Ответственные
13.01.2020 Беседа по темам: «Каких птиц мы знаем?», «Питание птиц зимой»
Цель: расширение знаний о птицах. Проведение игр: «Кто где зимует», «Гуси-лебеди»;
НОД: «Зимующие птицы»
Пальчиковые игры «Птичка», «Журавли».
Цель: расширение знаний и представлений о зимующих птицах.
Дидактические игры: «Угадай, кого не стало?», «Что за птица?»
«Сюжетно-ролевые игры: «Пригласи синичку в гости» Воспитатель группы
Парчук И. В
Атамова Ф. Н
14.01.2020 Чтение художественных произведений: Н. Сладков «Птица-чечевица», А. Яшин «Покормите птиц зимой»;
Лепка «Снегирь»
Цель: закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.
Прогулки: «Наблюдения за птицами», «Кормим птичек», развешивание кормушек на участке.
Подвижные игры: «Воробышки и кот», "Птички и кошка"
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к птицам. Воспитатели группы:
Атамова Ф. Н.
Парчук И. В
15.01.2020 НОД «15 января – день зимующих птиц России»
Цель: познакомить детей с народным праздником, развивать у детей эмоциональную отзывчивость.
Физкультминутка: «Весёлые гуси»
Цель: развитие двигательной активности.
Раскраска «Птицы»
Цель: умение запоминать окрас птиц и ориентироваться. Воспитатель группы:
Атамова Ф. Н
16.01.2020 Беседа: «Птицы»
Цель: закрепление знаний о птицах родного края.
НОД лепка из пластилина: «Снегирь»
Цель: развитие моторики рук, умение создавать объемную фигуру.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Цель: уточнить представления о зимующих птицах.
Разучивание пальчиковых игр.
Цель: развивать моторику рук, активизировать словарный запас.
Выставка работ. Воспитатель группы:
Атамова Ф. Н
Атамова Ф. Н
Парчук И. В
Атамова Ф. Н
Полученный результат:
- у детей старшей группы сформировано целостное представление о разновидностях и жизни зимующих птиц;
-родители совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, а мы с детьми пополняли запасами корма;
- знают и называют всех зимующих птиц по названиям;
- проведена консультация с родителями по теме «Покорми птиц зимой!»;
- знают правила поведения в природе и применяют на практике.
Итоги
В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране птиц, более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. Дети с радостью приняли участие в изготовлении подарка ко дню птиц «Скворечник».
Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц, необходимостью подкормки птиц в зимнее время. Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.
Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах. Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.
Приложения
Конспект НОД на тему: «Зимующие птицы»
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: формирование экологической культуры у детей.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.
Ход НОД.
Организационная часть.
Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А. Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)
Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)
Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)
Основная часть.
Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый.
(Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Ребёнок читает стихотворение.
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде.
Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)
Воспитатель. Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
(Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель. Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Ребёнок читает стихотворение.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Ребёнок читает стихотворение.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Воспитатель. Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Ребёнок читает стихотворение.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Картинка с изображением клёста появляется на слайде.
Воспитатель. О ком речь?
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)
Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)
Физкультминутка
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)
Конспект НОД «15 января - Всероссийский день зимующих птиц».
Цель: познакомить детей с народным праздником, развивать у детей эмоциональную отзывчивость.
История этой даты связана с именем поэта Александра Яшина и писателя Евгения Носова. Среди последних произведений Евгения Ивановича есть рассказ «Покормите птиц». Прочитав стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой.», Евгений Иванович в память о поэте каждую осень стал вывешивать кормушки. Он пытался привлечь к этому делу и жителей своего города Курска, расклеивая на видных местах листовки со стихотворением Яшина. На надгробье Евгения Носова (как он и завещал) помещена надпись «Покормите птиц…». Зима для птиц — самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить при условии, что у них будет достаточно корма.
Вот и мы каждый год в нашей школе проводим длительную акцию «Поможем зимующим птицам» Ребята сами делают кормушки, подкармливают пернатых и конечно же, наблюдают за ними. Им интересно узнавать о жизни птиц не только в нашей местности, области, но и за её пределами. Благодаря этой акции мы сохраняем численность родного края, облегчаем жизнь пернатых в суровую зимнюю погоду. Акция учит ребят быть добрыми и отзывчивыми, милосердными, помнить о тех, кто нуждается в нашей помощи и заботе. Их стремление помочь птицам можно охарактеризовать, как «Доброе дело» Но для того, что бы наши благие побуждения не обернулись для птиц бедой, необходимо соблюдать некоторые правила в кормлении:
1. Постоянно, по мере расходования корма, но не более чем раз в сутки пополнять кормушки. Причем желательно это делать по утрам, примерно, в одно и тоже время.
2. Следует учитывать, что птицам противопоказаны обжаренные или подсоленые семена, сало, мясо - для них это яд.
3. Нельзя подкармливать птиц крошками черного или ржаного хлеба, это может привезти к их гибели.
4. Ни в коем случае не давайте птицам прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты, т. к. в них вырабатываются токсины, смертельные для птиц.
5. Нельзя давать птицам пшено, так как оно не имеет оболочки, что приводит к окислению жиров на его поверхности, появлению токсических веществ, болезнетворных организмов
Надеемся, что акция «Поможем зимующим птицам» станет доброй традицией в нашем детском саду.
Конспект проведения прогулки
«Наблюдения за птицами»
Цели и задачи:
1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.
2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.
3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам; доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела; трудолюбие.
Оборудование: обручи, веревки, корзина, игрушки для самостоятельной игровой деятельности (машины, песочные наборы).
Ход прогулки:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
(А. Яшин.)
Беседа - наблюдение:
Воспитатель. О чем это стихотворение?
Дети. Это стихотворение о птицах, о том, что их надо кормить зимой.
Воспитатель. Посмотрите. У нас на участке много птичьих столовых. Как они называются?
Дети. Птичьи столовые называются кормушками.
Воспитатель. Зачем мы их повесили?
Дети. Кормушки нужны для того, чтобы кормить птиц.
Воспитатель. Чем мы кормим птиц?
Дети. Мы кормим птиц зернами, пшеном, хлебом, семечками.
Воспитатель. Для чего мы помогаем птицам?
Дети. Чтобы птицы были сыты и не замерзли холодной зимой.
Воспитатель. Какую пользу приносят птицы?
Дети. Птицы охраняют лес от вредителей, едят мошек, комаров, гусениц. Он красиво поют.
Воспитатель. Какие стихотворения мы знаем о птичьих кормушках? Давайте вспомним.
Стихотворение о кормушках.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей. Снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев!
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний –
Путешественник скворец…
Вот и песенке конец!
Воспитатель Ребята, а каким стихотворением мы приглашаем птичек к кормушкам?
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетели в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Воспитатель. Какие птицы прилетают к нашим кормушкам?
Дети. Вороны, воробьи, галки, синицы, голуби, снегири.
Воспитатель. Они все одинаковые или как-то отличаются?
Дети. Все птицы отличаются по размеру, клювом, хвостами, у них разное оперенье, они по-разному поют.
Воспитатель. Давайте поиграем и посмотрим, научились ли вы различать птиц, которые прилетают к нам на участок.
Индивидуальная работа.
Воспитатель Ребята, кто покажет, как прыгает воробей? (Дети показывают.)
1. Прыжки на двух ногах, руки на поясе. Прыгают, как воробьи.
Воспитатель Как птички сидят на ветке, как они по ней передвигаются
2. Шаги по веревочке приставными шагами, руки на поясе.
Подвижные игры.
1. «Птички и клетка».
Ход игры. Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки; дети идут по кругу, держась за руки, – это «клетка». Другая подгруппа – «птички». Воспитатель говорит: «Открыть клетку!», и дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают в «клетку» (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!». Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными и встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1–3 «птички». Затем дети меняются ролями.
2. «Гуси-гуси».
Ход игры. Игроки «гуси» выстраиваются у одной стены; место у другой стены определяется в качестве их домика;«волк» занимает место посредине комнаты; между ведущим и «гусями» происходит диалог:
В. : Гуси-гуси!
Г. : Га-га-га!
В. : Есть хотите?
Г. : Да-да-да!
В. : Ну летите!
Г. : Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
В. : Ну летите, раз хотите, только крылья берегите!
После этого «гуси» летят в свой домик, а волк их ловит.
Трудовая деятельность.
Воспитатель. Ребята, как меняется жизнь птиц с приходом весны?
Дети. Птицы прилетают с юга, начинают строить гнезда.
Воспитатель. Из чего птицы строят гнезда?
Дети. И веток.
Воспитатель. Сейчас мы превратимся в птиц и отправимся собирать веточки для гнезда.
(Дети собирают ветки на участке, складывают их в одном месте – строят для птички гнездо.)
Самостоятельная игровая деятельность.
Пальчиковые гимнастики:
Птенчики
Птенчики скворцов зовут:
- Мама, папа! Тут мы, тут!
Принесите нам еды
И немножечко воды.
Червячков мы поедим,
С вами в небо полетим!
Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики».
Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями.
Птичка
Птичка – птичка,
Вот тебе водичка,
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Прикоснуться большим пальцем к остальным четырем по очереди.
Каждым пальцем постучать по раскрытой ладошке другой руки – «клюем крошки».