Елена Кабирова
Экологический проект «Путешествие по экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: дети II младшей группы №9 «Гномики», родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, труд.
Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе, бережное отношение к объектам живой природы.
Цели проекта:
Публикация «Экологический проект „Путешествие по экологической тропе“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
-Формирование системы экологических знаний и представлений.
-Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
-Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
птицами, по охране и защите природы.
Задачи проекта:
-формировать экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки;
- воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым;
-использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим
миром.
Предполагаемый результат:
- формирование системы экологических знаний и представлений;
-формирование осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы;
-воспитание гуманного отношения к природе;
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
– развитие практических действий по охране природы;
– развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, создание дидактических игр экологического содержания.
Работа с родителями: консультация.
Продукт проектной деятельности: создание дидактических игр экологического содержания, путешествие с детьми по экологической тропинке, презентация проекта.
Выбор маршрута на экологической тропинке детского сада:
• Точка «Цветник»
• Точка «Огород»
• Точка «Яблоня»
• Точка «Рябина»
• Точка «Птичья столовая»
• Точка «Береза»
• Точка «Липа»
• Точка «Ель»
• Точка «Клен»
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
• 1- подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор маршрута по экологической тропе, предварительная работа с детьми;
• 2 - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы; составление маршрута по экологической тропе; путешествие по экологической тропе с изучением природных объектов;
• 3 - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.
Предварительная работа:
• подбор иллюстративного материала;
• подбор литературы;
• подбор дидактических игр экологического содержания;
• выбор маршрута по экологической тропе;
• наблюдение в природе на прогулке.
Работа с родителями:
Консультация: «Наблюдения в природе зимой»
План реализации проекта:
Понедельник
Вид деятельности
Наблюдение
Точка «Цветник»
Цель: формировать представления детей о том, что цветы – живые, они растут и изменяются, расширять знания детей о сезонных изменениях в жизни растений, уточнить знания о росте и развитии растений, уточнить знания об условиях для роста и развития растений, побуждать детей к сравнительным высказываниям, обращать внимание на изменения, которые произошли с цветником зимой, закреплять знания о цветнике, воспитывать бережное отношение к растительному миру, воспитывать любознательность и интерес к растениям зимой, развивать связную речь, память, мышление, умение сравнивать, делать выводы, наблюдательность.
Наблюдение
Точка «Огород»
Цель: формировать представление об изменениях в природе зимой, расширять представления детей об огороде, закреплять знания об овощах, растущих в огороде, закреплять знания о росте и развитии растений, дать сравнительный анализ изменений в огороде зимой по сравнению с огородом осенью, воспитывать уважение к труду взрослых, развивать связную речь, умение делать выводы, сравнивать, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, познавательный интерес.
Дидактические игры:
«Собери цветок из частей»
«Третий лишний»
Цель: -формировать умение детей собирать целое из частей, закреплять знания о строении растений, развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
-формировать умение детей классифицировать предметы по одному общему признаку, развивать память, внимание, мышление.
Беседы: «Почему зимой не растут цветы?»
«Куда делись овощи на огороде?»
Цель: формировать представление об изменениях в природе зимой, формировать умение детей анализировать изменения в огороде зимой по сравнению с огородом осенью, закреплять знания о росте и развитии растений, побуждать детей к сравнительным высказываниям.
Чтение художественной литературы:
-чтение стихотворения
-загадки
Цель: закреплять знания детей об овощах и цветах через произведения художественной литературы, закреплять понимание детьми смысла стихотворения, формировать умение детей отгадывать загадки.
Вторник
Наблюдение
Точка «Яблоня»
Цель:формировать знания о жизни растений зимой; формировать знания о зависимости объектов и явлений в природе; расширять представление детей о деревьях; продолжать знакомить детей со строением дерева; воспитывать бережное отношение к природе; развивать связную речь, мышление, внимание, умение делать выводы, анализировать.
Наблюдение
Точка «Рябина»
Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов; расширять знания детей о живой природе; расширять и уточнить знания о рябине; воспитывать бережное отношение к живой природе; воспитывать умение видеть красоту природы; развивать наблюдательность, любознательность, интерес к природе, внимание, мышление, связную речь.
Беседы:
«Чем полезны ягоды рябины?»
«Польза яблок»
Цель: расширять знания детей о пользе плодов деревьев как для человека, так и животным в зимний период.
Рассматривание иллюстраций
Цель: уточнить и расширить знания детей о строении деревьев, воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.
Труд- утепление корней растений
Цель: формировать умение бережно относиться к растительному миру, закреплять знания о способах адаптации растений зимой, воспитывать желание участвовать в уходе за растениями зимой, воспитывать бережное отношение к растениям.
Дидактические игры:
«Где, что зреет?»
«Детки на ветке»
Цель: -формировать умение детей использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями, развивать внимание, логическое мышление, память.
- формировать умение детей находить дерево по листочкам, развивать мышление, внимание.
Среда
Наблюдение
Точка «Птичья столовая»
Цель: продолжать наблюдение за птицами на участке, прилетающих к кормушке, их повадками; формировать умение различать основные части тела птиц; расширять знания о жизни птиц в зимний период; воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам зимой; вызывать интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас; развивать любознательность, связную речь, логическое мышление, память, внимание.
Беседа: «Правила кормления птиц»
«Для чего нужны кормушки?»
«Какие птицы прилетают к птичьей столовой?»
«Чем питаются птицы зимой?
Цель: расширять знания детей о жизни птиц в зимний период, об их повадках, образе жизни, уточнить названия птиц, рассказать о правилах кормления птиц зимой, воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым зимой, желание заботиться о них.
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений, загадывание загадок.
Цель:расширять знания детей о внешнем виде птиц, об их повадках, продолжать знакомить детей с произведениями художественной литературы, развивать память, внимание, логическое мышление.
Рассматривание иллюстраций
Цель:продолжать знакомить детей с зимующими птицами, формировать умение различать птиц по внешнему виду, формировать умение детей узнавать птиц по описанию.
Дидактические игры:
«Четвертый лишний»
«Найди, о ком расскажу»
Цель: -формировать умение детей классифицировать по одному признаку.
-формировать умение детей узнавать по внешнему описанию птицу, развивать логическое мышление, память, внимание.
Труд – насыпание корма для птиц в птичьей столовой
Цель: формировать умение детей правильно кормить пернатых, воспитывать бережное отношение к пернатым зимой.
Подвижные игры:
«Воробушки и кот»
«Птички и кошка»
Цель: - формировать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, увертываться от водящего, быстро убегать, занимая свое место.
- формировать умение детей двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движений.
Четверг
Наблюдение
Точка «Береза»
Цель:расширять представление о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание защищать и оберегать природу; развивать связную речь, внимание, память, мышление, наблюдательность, любознательность.
Наблюдение
Точка «Липа»
Цель:формировать знания детей о жизни растений зимой; уточнить и закрепить представления о характерных особенностях дерева, условиях, необходимых для роста дерева; формировать умение детей называть отдельные части дерева; воспитывать бережное отношение к природе в зимний период; развивать связную речь, внимание, память, мышление, обогащать словарь, развивать наблюдательность и любознательность.
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворения «Липка», легенда о липе, народные приметы.
Цель:продолжать знакомить детей с древними легендами, с народными приметами, с произведениями художественной литературы, расширять знании детей об особенностях растений через произведения русских писателей.
Подвижные игры:
«Кто быстрее добежит до березы?»
«Найди дерево»
Цель:- формировать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу.
- формировать умение детей находить дерево по ветке, развивать память, внимание.
Беседы:
«О пользе березового сока»
«О пользе липы»
Цель: расширить представление детей о полезных свойствах березового сока и о пользе липы, активизация словаря, развивать память, речь, любознательность.
Пятница
Наблюдение
Точка «Ель»
Цель: формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев, о ее красоте; продолжать знакомить детей со строением дерева; уточнить и расширить знания детей о дереве; воспитывать бережное отношение к живому; развивать связную речь, память, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, обогащать и активизировать словарь детей.
Наблюдение
Точка «Клен»
Цель: познакомить с характерными особенностями клена; расширить и уточнить знание детей о строении дерева; формировать интерес к объектам живой природы зимой; воспитывать бережное отношение к природе; развивать речь, мышление, память, внимание, любознательность, наблюдательность.
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений, загадывание загадок, легенда о клене.
Цель:формировать интерес к объектам живой природы через произведения художественной литературы, продолжать знакомить с древними легендами.
Дидактические игры:
«С какого дерева листок?»
«Угадай, о чем расскажу»
Цель:
-формировать умение детей узнавать дерево по листьям, развивать логическое мышление, внимание, память.
-формировать умение детей узнавать дерево по описанию, развивать мышление, память.
Рассматривание иллюстраций
Цель:Уточнить и расширить знания детей о характерных особенностях клена и ели, закрепить знания детей о строении дерева, воспитывать умение видеть красоту природы.
В результате реализации проекта: повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей, путешествие по экологической тропе позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей на прогулке, способствовало формированию чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе, способствовало оздоровлению детей на свежем воздухе.
Вывод:
Экологическая тропа позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, формировать умение детей бережно относиться к природе, воспитывать умение видеть красоту природы. Объекты экологической тропы дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений в любое время года, экологических праздников, игр.