Муженникова Светлана Александровна
Экологический проект «Вода — это жизнь» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Вода-это жизнь»
Тема проекта : «Вода – это жизнь».
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный (учебный год).
Участники проекта :
• дети старшей группы
• воспитатели
• родители
Пояснительная записка
Публикация «Экологический проект „Вода — это жизнь“ для старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предлагаемый экологический проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Он основан на следующих экологических программах для дошкольников:
• Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
• С. Н. Николаева «Юный эколог».
Данный проект реализуется в условиях непосредственно образовательной деятельности под руководством воспитателя и предполагает активное вовлечение в воспитательно–образовательный процесс родителей воспитанников.
Проект имеет научно – практическую направленность: часть знаний добывается детьми самостоятельно в ходе различных опытов и экспериментов.
В основе проекта блоковая подача материала: в месяц берется одна тема, которая предполагает разнообразные формы и методы работы по данной теме.
Всего в проекте 9 блоков (сентябрь – май) :
• «Вода – источник жизни»
• «Где мы встречаем воду?»
• «Свойства воды»
• «Водные обитатели»
• «Водичка, водичка, умой мое личико»
• «Осторожно – вода!»
• «Берегите воду»
• «Круговорот воды в природе»
• «Юные исследователи»
Образовательная деятельность по блокам предполагает интеграцию всех образовательных направлений: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое.
В начале и в конце работы над проектом проводится диагностика знаний детей по теме проекта (материалы для диагностики см. в приложении).
Актуальность темы:
На данный момент экологическое просвещение молодого поколения является приоритетной задачей отечественного и зарубежного образования.
Изменения в образе жизни людей, произошедшие в связи с миграцией из деревень в города, изменили мышление современного человека. Он потерял связь с природой, перестал быть ее частью, и не понимает законов, по которым она живет. Человек привык брать от природы все, не отдавая ничего взамен. В итоге потребительское отношение стало причиной многих экологических катастроф, которые становятся угрозой для жизни и здоровья людей. А необходимость формирования нового экологического типа мышления у молодого поколения приобретает все большую остроту. Поэтому уже в дошкольном возрасте ребенку нужно прививать бережное отношение к природе – растениям, животным, земле, воздуху и воде, чтобы избежать негативных последствий в будущем.
Данный проект посвящен одному из важнейших компонентов природы – воде. Проект построен таким образом, что дети исследуют этот компонент с разных сторон. В итоге у них формируется целостное представление о воде как уникальном даре природы и понимание необходимости бережного к ней отношения. Хочется, чтобы каждый педагог и родитель понимал, что экологическая грамотность наших детей – это залог завтрашнего дня, уверенности в том, что завтра будет!
Цель проекта :
• Воспитание у детей заботливого и бережного отношения к воде как важному природному ресурсу; формирование экологического типа мышления и основ экологической культуры
Задачи проекта :
• Расширить и систематизировать знания детей о воде (роль воды для жизни всех живых существ; знакомство с источниками воды на Земле и природными явлениями, связанными с водой; изучение свойств воды; знакомство с водными обитателями; роль воды в формировании культурно - гигиенических навыков и навыков ЗОЖ; просвещение по вопросам безопасного поведения на воде и с водой; обсуждение экологических проблем – нехватки воды и угрозы ее загрязнения; формирование понятия о «круговороте воды в природе»).
• Развивать у детей интерес к экспериментированию, наблюдательность, любознательность, творческий подход к решению вопросов.
• Воспитывать бережное отношение к воде, а также ко всем другим компонентам природы.
• Формировать у детей экологическое мышление : ощущение себя как части природы и любовь к ней, чувство личной ответственности за сохранение природных богатств и чистоты окружающей среды.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы над проектом, проконсультировать их по вопросам экологического воспитания ребенка в семье.
• Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Прогнозируемые результаты:
• дети заинтересованы экспериментированием, наблюдениями и сбором информации о воде, осознают важность этого природного компонента для всех живущих на Земле;
• дети понимают опасность нехватки воды и ее загрязнения, ощущают свою личную ответственность за будущее планеты, переходят от потребительского отношения к природосообразному, т. е у них формируется экологический тип мышления;
• ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать свои действия, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника;
• родители выступают как активные помощники в реализации проекта, становятся сторонниками экологического воспитания в семье (организуют экскурсии к водоемам, экспериментирование в домашних условиях, чтение на экологические темы; организуют субботники на берегах водоемов, участвуют в создании экологической газеты, альбомов, экологических знаков);
• формируется единое воспитательно – образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
План – таблица
Этапы работы над проектом
«Вода – это жизнь»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Повышение собственной профессиональной компетентности.
• Подбор и изучение программно-методического материала по направлению работы.
• Изучение опыта работы коллег по вопросам экологического воспитания.
Июнь – август
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса
учебно-методическим материалом.
• Подбор учебно - методического материала по теме проекта.
• Подбор диагностического материала.
• Разработка перспективного плана реализации проекта в соответствии с программными задачами.
• Подготовка консультаций для родителей: «Растим юного исследователя», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Экологическое воспитание дошкольников».
Пополнение развивающей среды.
• Пополнение уголка экспериментирования новым оборудованием и материалами для опытов.
• Приобретение географической карты и глобуса.
• Пополнение развивающей среды:
• наглядным дидактическим материалом по теме проекта;
• видеоматериалами;
• слайд – шоу по отдельным темам;
• дидактическими играми;
• художественной и научно- популярной литературой для детей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Реализация поставленных задач.
• Диагностика знаний детей по теме проекта.
• Проведение мероприятий в соответствии с перспективным планом работы по проекту.
Сентябрь – май
Работа
с родителями.
• Включение родителей в работу над проектом (на установочном собрании).
• Проведение консультаций по теме проекта.
• Участие родителей в мероприятиях по проекту.
Работа
с педагогами.
• Проведение консультации: «Экологическое воспитание детей в семье».
• Показ мероприятий: «Свойства воды», «Царица – водица».
ИТОГОВЫЙ
Оценка эффективности проекта.
• Проведение итогового мероприятия «Царица – водица».
• Диагностика уровня приобретенных знаний.
Май
Оценка эффективности работы педагога.
• Презентация проекта на педагогическом совете.
• Подведение итогов работы, определение дальнейших перспектив.
Оценка эффективности работы
с родителями.
• Анкетирование «Экологическое воспитание детей в семье».
• Обсуждение опыта экологического воспитания детей в семье (на заключительном собрании).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
«ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ»
1. Беседы:
• «Почему вода – источник жизни?»
• «Что будет, если на нашей планете исчезнет вода?»
• «Какие водоемы ты знаешь?»
• «Кто живет в воде?»
• «Что растет в воде?»
• «Почему люди не могут жить в воде?»
• «Как рыбы приспособились к жизни в воде»
• «Вода – наша помощница»
• «Чистота – залог здоровья»
• «Правила безопасности на льду»
• «Правила поведения на воде»
• «Осторожен будь с водой»
• «Возможна ли жизнь без воды?»
• «Зачем человеку нужна вода?»
• «Что загрязняет воду?»
• «Как экономно использовать воду?»
• «Как можно использовать талую воду?»
• «Круговорот воды в природе»
1. Чтение художественной литературы:
Я. Аким «Где живет вода?», «Облака»; И. Бунин «Родник», «Первый снег»;
Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Введенский «Песенка о дождике», Н. Заболоцкий «На реке», Г. Снегирев «К морю», А. Майков «Летний дождь»,
Н. Нуркенова «Туман», Н. Михайлова «Пар», Е. Серов «Град», А. Барто «Дождь», Г. Ладонщиков «Лед», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Русалочка»; А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носов «Карасики»,
чтение статей из детской энциклопедии о водных обитателях, К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»; «Наводнение в кукольном домике» (№2, с. 8);
«Добрая Ивушка» (№ 2, с. 67); Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Н. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Жила – была Река…»; «Разноцветная речка» (№1, с. 130); С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб…», С. Маршак «Водопровод», Сказка «Спор» (№1, с. 41);
С. Ю. Афонькин «Приключения в капле воды».
Источники: №1 – Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».
№2 – Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет».
• Заучивание стихов (на выбор).
• Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?» (с помощью мнемотаблицы).
1. Изготовление коллажа «Наша живая планета» (совместно с родителями).
2. Изготовление дидактических пособий – альбомов (совместно с родителями) :
• «Вода на планете»
• «Природные явления».
1. Целенаправленное восприятие:
• Рассматривание глобуса и географической карты.
• Сравнение пейзажей (поле, лес, пустыня и др.). Почему они разные?
• Слайд «Кому нужна вода?»
• Слайды «Водные источники».
• Слайд «Анализ запасов пресной и соленой воды» (диаграмма).
• Слайды «Природные явления и вода».
• Рассматривание иллюстраций из серии «Подводный мир», «Морские и речные рыбы».
• Слайд «Вода – наша помощница».
• Слайды «Чистота – залог здоровья».
• Инструкции – алгоритмы «Моем руки правильно», «Как правильно чистить зубы».
• Слайд «Запрещающие знаки от Чистюли».
• Запрещающие знаки «Осторожно - вода!»
• Диаграмма «Пресная и соленая вода на нашей планете».
• Схема «Круговорот воды в природе».
• Рассматривание капелек воды через лупу.
Примечание: содержание слайдов см. в презентации (приложение).
1. Рисование:
• «Земной шар»
• «Подводное царство»
• «Золотая рыбка»
• «Где мы встречаем воду?»
• «Счастливая посуда Федоры»
• Конкурс рисунков к сказке «Мойдодыр»
• «Запрещающий знак от Чистюли» (конкурс рисунков)
• Запрещающий знак «Осторожно – вода!»
• «Кораблик»
• Экологический знак «Берегите воду!»
• Конкурс рисунков к сказке «Как люди речку обидели»
• «Приключения капельки»
1. Аппликация: «Разноцветные рыбки».
1. Лепка: «Морское дно» (пластилинография).
1. Конструирование:
• «Снежинки» (из бумаги)
• «Аквариум» (коллективная работа)
• «Белая кувшинка» (из бумаги)
• «Кораблик» (из бумаги)
1. Развитие речи:
• Рассказывание на тему «Свойства воды» (с опорой на мнемотаблицу).
• Составление описательного рассказа о рыбах (с помощью схемы).
1. Отгадывание загадок:
• о различных состояниях воды (№ 1, с. 125)
• о водных обитателях (№1, с. 47, 190)
1. Просмотр видеофильмов:
• ВВС Планета Земля. Пресная вода.
• ВВС Планета Земля. Мелководные моря.
• ВВС Планета Земля. Глубины океанов.
1. Работа в лаборатории:
• Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Лед – твердая вода», «Пар – тоже вода», «Вода жидкая, может течь», «В воде одни вещества растворяются, а другие – не растворяются», «Лед легче воды», «Вода бывает теплой, горячей, холодной», «Вода не имеет формы».
• Опыт «Получение талой воды».
• Опыты: «Зачем растениям нужна вода?», «Вода смачивает и очищает предметы», «Ручеек», «Почему плавает подводная лодка?», «Цветы лотоса», «Куда делись чернила?», «Можно ли склеить бумагу водой?», «Растения пьют воду», «Как вытолкнуть воду?», «Куда делась вода?», «Соломинка – пипетка», «Научи яйцо плавать», «Разбегающиеся зубочистки», «Тонет - не тонет».
• Опыт «Волшебная водица» (получение воды разного цвета, оттенка).
1. Подвижные игры:
• «Рыбак и рыбки»
• «Море волнуется раз…»
• «Караси и щука»
• «Покажи, что ты делаешь с водой»
• «Ручеек»
• Эстафета «Пронеси сосуд с водой»
• «Ходят капельки по кругу»
1. Моделирование: создание макета моря в тазике с водой.
1. Дидактические игры:
• «Где живет вода?»
• «Твердое, жидкое, газообразное»
• «Хорошо – плохо» (элементы ТРИЗ)
• «Кто где живет»
• «Вода – наш друг, вода – наш враг»
• «Отгадай водоем по его описанию»
• «Что делает вода» (подбор слов - действий)
• «Какая вода» (подбор слов – признаков)
• «Ассоциации» (подбор ассоциаций к слову «вода»)
• «Где прячется вода?»
• «Растворяется – не растворяется»
1. Сюжетно - ролевые игры:
• «На море»
• «В лаборатории»
• «Рыбалка»
• «На корабле»
1. Труд: стирка одежды для кукол, мытье стульчиков, протирание подоконников.
1. Ручной труд: изготовление мини – умывальника из пластиковой бутылки.
Приложение 1
Экологический проект
«ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ»
План работы
Сентябрь
«Вода – источник жизни».
- сформировать у детей представление о нашей планете как о земном шаре;
- познакомить с моделями Земли: глобусом и географической картой;
- рассказать о значении цветов на глобусе (карте);
- проанализировать соотношение суши и воды на нашей планете;
- подвести детей к пониманию того, что вода является источником жизни на Земле.
Беседы: «Почему вода – источник жизни?», «Что будет, если на нашей планете исчезнет вода?»
Ц/ В: - Рассматривание глобуса и географической карты.
- Сравнение пейзажей (поле, лес, пустыня и др.). Почему они разные?
- Слайд «Кому нужна вода?»
Эксперимент «Зачем растениям нужна вода?»
Создание коллективного коллажа «Наша живая планета» (совместно с родителями).
Рисование «Земной шар».
Октябрь
«Где мы встречаем воду?»
- расширить представления детей о водных источниках, наземных и подземных;
- сформировать у детей понятия пресная и соленая вода;
- уточнить знания детей о природных явлениях, связанных с водой (дождь, снег, морось, иней, ливень, туман, роса, град, лед);
- развивать познавательный интерес и творческие способности.
Беседа «Какие водоемы ты знаешь?»
Д/И «Где живет вода?»
Ц/ В: - Слайды «Водные источники».
- Слайд «Запасы пресной и соленой воды» (диаграмма).
- Слайды «Природные явления и вода».
Чтение: Я. Аким «Где живет вода?», И. Бунин «Родник», «Первый снег»; Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Введенский «Песенка о дождике», Н. Заболоцкий «На реке», Г. Снегирев «К морю»,
А. Майков «Летний дождь», Н. Нуркенова «Туман».
Заучивание стихов (на выбор).
Рисование «Где мы встречаем воду?»
С/Р «На море».
Создание дидактических пособий - альбомов «Вода на планете», «Природные явления»
(совместно с родителями).
Ноябрь
«Свойства воды».
- познакомить детей с тремя состояниями воды: жидким, твердым (лед, газообразным (пар);
- на материале наблюдений и опытов изучить основные свойства воды;
- развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности;
- развивать память, речь, наблюдательность, логическое и образное
мышление, интерес к познанию окружающего мира.
Д/И «Твердое, жидкое, газообразное».
Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Лед – твердая вода», «Пар – тоже вода», «Вода жидкая, может течь», «В воде одни вещества растворяются, а другие – не растворяются»,
«Лед легче воды», «Вода бывает теплой, горячей, холодной», «Вода не имеет формы».
Чтение: Я. Аким «Облака», Н. Михайлова «Пар», Е. Серов «Град», А. Барто «Дождь»,
Г. Ладонщиков «Лед»,
Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
Отгадывание загадок о различных состояниях воды (№ 1, с. 125)
Развитие речи: Рассказывание на тему «Свойства воды» (с опорой на мнемотаблицу).
Конструирование из бумаги «Снежинки».
С/Р «В лаборатории».
Декабрь
«Водные обитатели».
- сформировать представления детей о водной среде обитания, ее особенностях и многообразии обитателей;
- уточнить знания детей о рыбах, познакомить с их многообразием и характерными особенностями;
- познакомить детей с флорой и фауной морей и океанов, рек и озер;
- обобщить и систематизировать знания детей о водной среде;
- развивать связную речь детей, обучать составлению связного монологического рассказа по наглядному плану - схеме.
Беседы: «Кто живет в воде?», «Что растет в воде?», «Почему люди не могут жить в воде?», «Как рыбы приспособились к жизни в воде».
Отгадывание загадок о водных обитателях (№1, с. 47, 190)
Ц/ В: Рассматривание иллюстраций
из серии «Подводный мир», «Морские и речные рыбы».
Рисование: «Подводное царство», «Золотая рыбка».
Д/И «Хорошо – плохо» (элементы ТРИЗ, «Кто где живет».
П/ И: «Рыбак и рыбки», «Море волнуется раз…», «Караси и щука».
С/Р «Рыбалка».
Развитие речи: Составление описательного рассказа о рыбах (с помощью схемы).
Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?» (с помощью мнемотаблицы).
Аппликация: «Разноцветные рыбки».
Конструирование: «Аквариум» (коллективная работа, «Белая кувшинка»
(из бумаги).
Лепка «Морское дно» (пластилинография).
Моделирование: Создание макета моря в тазике с водой.
Чтение: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носов «Карасики», чтение статей из дет. энциклоп. о водных обитателях.
Январь
«Водичка, водичка, умой моё личико!»
- подвести детей к пониманию того, что вода – наша помощница, она – залог чистоты и здоровья;
- прививать бережное отношение к воде, любовь к чистоте и порядку;
- объяснить важность гигиенических процедур для здоровья человека (мытье рук и лица, полоскание рта, чистка зубов, следить за правильность их выполнения;
- воспитывать трудовые навыки, желание помогать взрослым.
Беседы: «Вода – наша помощница», «Чистота – залог здоровья».
Ц/ В: - Слайд «Вода – наша помощница».
- Слайды «Чистота – залог здоровья».
- Инструкции – алгоритмы «Моем руки правильно», «Как правильно чистить зубы».
- Слайд «Запрещающие знаки от Чистюли».
Труд: стирка одежды для кукол, мытье стульчиков, протирание подоконников.
Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».
Рисование: «Счастливая посуда Федоры».
Конкурс рисунков к сказке «Мойдодыр».
Конкурс рисунков «Запрещающий знак от Чистюли».
Д/И «Хорошо – плохо» (элементы ТРИЗ).
П/И «Покажи, что ты делаешь с водой».
Февраль
«Осторожно – вода!»
- подвести детей к пониманию того, что вода может быть опасной для жизни человека;
- воспитывать у детей чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих;
- прививать детям культуру безопасного поведения на воде и с водой;
- развивать у детей аналитическое мышление (умение предугадывать последствия своих действий).
Беседы: «Правила безопасности на льду», «Правила поведения на воде», «Осторожен будь с водой».
Ц/ В: Запрещающие знаки «Осторожно- вода!»
Рисование своего запрещающего знака «Осторожно – вода!»
Чтение: «Наводнение в кукольном домике» (№2, с. 8); «Добрая Ивушка» (№ 2, с. 67);
Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
П/И «Ручеек».
Д/И «Вода – наш друг, вода – наш враг».
Рисование: «Кораблик».
Конструирование: «Кораблик» (из бумаги).
С/Р «На корабле».
Эксперимент «Тонет - не тонет».
Март
«Берегите воду».
- показать детям зависимость нашей жизни от воды;
- дать представление об основных источниках загрязнения воды, о последствиях ее загрязнения;
- обсудить с детьми, как можно экономить воду, как не допускать её загрязнения;
- проанализировать соотношение пресной и соленой воды на нашей планете;
- вспомнить источники пресной воды, источники чистой питьевой воды;
- познакомить детей с понятием «талая вода»;
- прививать детям рациональное отношение к воде, научить детей ценить и беречь воду;
- формировать навыки экологически правильного поведения в природе, в частности во время отдыха на реке.
Беседы: «Возможна ли жизнь без воды?», «Зачем человеку нужна вода?», «Что загрязняет воду?», «Как экономно использовать воду?», «Как можно использовать талую воду?».
Ц/ В: Диаграмма «Пресная и соленая вода на нашей планете».
Д/ И: «Отгадай водоем по его описанию».
Рисование: Знак «Берегите воду!», конкурс иллюстраций к сказке «Как люди речку обидели».
Чтение: Н. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Жила – была Река.»; «Разноцветная речка» (№1, с. 130); С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб…»; С. Маршак «Водопровод».
Опыт: «Получение талой воды».
Эстафета: «Пронеси сосуд с водой».
Апрель
«Ходят капельки по кругу».
- сформировать у детей начальные представления о круговороте воды в природе;
- показать важность всех компонентов природы (на примере воды, воздуха и света, указать их взаимозависимость;
- развивать у детей экологическую культуру, способность мыслить аналитически;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, стремление сохранять их.
Беседа: «Круговорот воды в природе».
Ц/ В: - Схема «Круговорот воды в природе».
- Рассматривание капелек воды через лупу.
Опыт: «Капельки» (получение капель воды из пара).
П/ И: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек».
Д/ И: «Что делает вода» (подбор слов - действий, «Какая вода» (подбор слов – признаков, «Ассоциации» (подбор ассоциаций к слову «вода», «Где прячется вода».
Чтение: Сказка «Спор» (№1, с. 41, С. Ю. Афонькин «Приключения в капле воды».
Рисование: «Приключения капельки».
Май
«Юные исследова-тели».
- пробудить у детей интерес к экспериментированию;
- на материале опытов закрепить основные свойства воды;
- воспитывать у детей наблюдательность, самостоятельность, умение рассуждать и анализировать;
- подвести детей к пониманию уникальности воды как природного дара.
Опыты: «Зачем растениям нужна вода?», «Вода смачивает и очищает предметы», «Ручеек»,
«Почему плавает подводная лодка?», «Цветы лотоса»,
«Куда делись чернила?»,
«Можно ли склеить бумагу водой?», «Растения пьют воду», «Как вытолкнуть воду?», «Куда делась вода?», «Соломинка – пипетка»,
«Научи яйцо плавать»,
«Разбегающиеся зубочистки»,
«Тонет - не тонет».
Ручной труд: Изготовление мини – умывальника из пластиковой бутылки.
Опыт «Волшебная водица» (получение воды разного цвета, оттенка).
Д/ И: «Растворяется – не растворяется».
Итоговое мероприятие «Царица – водица».
Приложение 2
Диагностика знаний на тему:
«Что мы знаем о воде?»
Детям предлагается ответить на 10 вопросов, ответ оценивается по трехбалльной шкале:
0 – ребенок не понимает смысл вопроса;
1 – ребенок частично отвечает с помощью взрослого;
2 – ребенок отвечает на вопрос, но имеются некоторые недочеты;
3 – ребенок отвечает на вопрос самостоятельно, рассуждает и приводит примеры.
Вопросы:
1. Зачем растениям, животным и людям нужна вода?
2. Где мы встречаем воду?
3. Что происходит со снегом и льдом, если его принести в комнату?
4. Что поднимается над кастрюлей, когда вода в ней кипит?
5. Кто живет в воде?
6. Что растет в воде?
7. Как мы используем воду дома? На улице?
8. Как ты думаешь, почему нужно беречь воду?
9. Что будет, если исчезнет вся вода?
10. Можно ли пить воду из озера? Из крана? Почему