Елена Гнеушева
Экологический проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников: 3-4 лет.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Участники: педагог, дети и родители группы.
Проблема: Недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Публикация «Экологический проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
• Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта.
• Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
• Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
• Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Организационные формы работы дошкольников над проектом :
• Непосредственная образовательная деятельность.
• Наблюдения в природе.
• Чтение художественной литературы.
• Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
• Участие в игровой деятельности.
• Самостоятельная деятельность
• Проведение бесед
• Продуктивная деятельность.
• Заучивание стихов.
Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность птиц в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Ожидаемый результат:
• у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
• созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
• у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Перспективное планирование проекта.
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
Взаимодействие с детьми:
Понедельник
Содержание работы Задачи
Беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
«Чем питаются птицы зимой» • Уточнить представления детей о зимующих птицах
• Активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать на вопросы воспитателя.
• Добиваться полных ответов от детей.
• Способствовать развитию слухового восприятия, логического мышления
• Дать знания детям о частях тела птиц
• Прививать любовь, интерес к птицам, желание заботиться о них.
Рассматривание изображений зимующих птиц в дидактических материалах, а так же на иллюстрациях в книгах и журналах. • Расширять представления детей о внешнем виде и питании зимующих птиц (воробей, ворона, дятел, сорока, синица, снегирь, голубь)
• Формировать умение отличать птиц по внешнему виду
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей» • Закреплять умение понимать смысл прочитанного
Внести в уголок книг подборку литературы о птицах
• Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта
• Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках.
Вторник
Содержание работы Задачи Описание/фотографии
Разгадывание загадок о зимующих птицах • Учить отгадывать описа-тельные загадки
• Обогащение словаря детей
• Закреплять в речи названия птиц, закрепить исполь-зование слов, обозначаю-щих качества и действия птиц.
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах,
А зовут её (Ворона.)
Грудка ярче, чем заря,
У кого?. (У снегиря.)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её. (Сорока)
Чик-чирик!К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!Кто это (Воробей)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок. (Воробей)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
НОД (Рисование) • Учить создавать образ снегиря нестандартной техникой рисования (оттиск пальчиками)
• Развитие мелкой моторики, точности и координации движений рук, гибкости пальцев рук, ритмичности движений;
• Развитие воображения, образного мышления.
Настольные игры:
«Собери картинку» (разрезные картинки)
«Отгадай чей силуэт» • Развитие умения собрать картинку из частей
• Развитие умения по размеру телосложения, по форме клюва, хвоста узнавать птицу
• Привлечение детей к самостоятельной деятельности.
Наблюдение (на прогулке) за зимующими птицами (вороной, снегирем, голубями, синичкой, дятлом). • Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание
• Дать углубленные знания о жизни птиц зимой
Труд: подкармливание птиц • Формировать умение и желание помогать птицам
• Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок.
• Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда.
• Поощрять стремление заботиться о птицах.
Среда
Содержание работы Задачи Описание/фотографии
Беседа «Зачем нужны птицы» Объяснить роль и значение птиц в природе
НОД (лепка в технике пластилинография) • Учить детей скатывать маленькие шарики и расплющивать их пальцами на листе картона
• Совершенствовать умения в лепке
• Развивать эстетические чувства и художественно-творческие способности
• Развивать самостоятельность, внимание и воображение
• Воспитывать отзывчивость, доброту, заботу о птицах.
Заучивание стихотворения • Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение
• Развивать интерес детей к художественной литературе
• Отрабатывать интонационную выразительность речи Летом, честно говоря,
Трудно встретить снегиря.
А зимою - благодать! -
За версту его видать! А. Игнатова
Чтение художественной литературы • Закреплять умение понимать смысл прочитанного
• Воспитывать чувство сопереживания М. Горький «Воробьишко», М. Пляцковский «Урок дружбы»,
Н. Рубцов «Воробей»
Подвижная игра
«Воробушки и автомобиль» • Формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга;
• Совершенствовать умение реагировать на сигнал
• Развивать ориентацию в пространстве. Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики.
После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.
Наблюдение
«Птичьи следы на снегу» • Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу
• Активизировать словарь по теме: след, следопыт, отпечаток
Четверг
Содержание работы Задачи Описание/фотографии
Дидактические игры:
«Назови ласково», «Угадай по описанию», лабиринты • Учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• Упражнять в узнавании птиц по описанию
Театрализованная деятельность по произведению С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» • Развитие творческих способностей детей
• Развитие внимания, памяти, воображения
• Активизация и совершенствование словарного запаса, звукопроизношения, выразительности речи
• Доставлять детям радость
Труд: подготовка корма для птиц вместе с воспитателем • Воспитывать желание участвовать в уходе за птицами
• Напомнить каким кормом можно подкармливать зимующих птиц
Самостоятельная деятельность детей • Уточнить представления о зимующих птицах.
• Активизировать словарный запас
• Привлечение детей к самостоятельной деятельности детей
• Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
• Рассматривание сюжетных картин
• Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты
Подвижная игра «Птицы» • Закрепить знания детей о различных птицах;
• Зовершенствовать умение соблюдать правила игры. Ход игры: играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные - птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит
- Зачем пришел?
- За птицей!
- За какой?
Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.
Пятница
Содержание работы Задачи Описание/фотографии
НОД (Развитие речи) • Учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.
• Обогащать и активизировать словарный запас детей.
• Формировать связную речь.
• Развивать логическое мышление
• Совершенствовать грамматический строй речи
• Продолжать развивать мышление, память, внимание Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц
Труд: подкармливание птиц • Продолжать формировать умение и желание помогать птицам
• Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок.
• Поощрять стремление заботиться о птицах.
Выставка детских работ для родителей • Создание условий для творческих работ;
• Привлечение родителей к творческой работе;
• Создание и максимальное использование экспозиции детских работ в целях повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности, непохожести на других.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Понедельник Оформление ширмы «Зимующие птицы»
Вторник Консультация для родителей:
«Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Среда Памятка «Как правильно кормить птиц зимой»
Четверг Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?
Пятница Консультации для родителей:
«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
III этап – заключительный.
1. Выставка детских рисунков и картин в технике пластилинография для родителей.
2. Оформление проекта.
Продукт проекта : выставка детских рисунков и картин в технике пластилинография для родителей.
Результаты реализации проекта :
• Обогатилась предметно-развивающая среда в группе;
• Сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;
• Дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
• Родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
Выводы: В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Многие дети вместе с родителями стали подкармливать зимующих птиц. Укрепились детско-родительские отношения. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о птицах.
Перспективы проекта : В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».