Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей

Наталья Середа
Экологическое воспитание детей

Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненно необходимостью. Одним из условий сохранения общего для нас всех дома - Земли. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинкам муравья.

Публикация «Экологическое воспитание детей» размещена в разделах

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).

• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её).

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:

• понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту.

• проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе). Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. [9; 21]

Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Понимание глобальных, общепланетарных проблем, экологических проблем России (своей страны) и ориентировка в экологическом неблагополучии своего региона, места проживания создают обеспокоенность и неравнодушие, дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы. Это - общечеловеческий, общегражданский фундамент - начало экологической культуры любого человека, который определяет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников. [9; 24]

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним. Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В. И. Вересова, В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой, Т. А. Климовой, Н. А. Таранковой, Ж. Л. Васякиной и др.

О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова.

Большинство исследований по теории и методике экологического образования дошкольников связано с разработкой программ (Л. П. Молодова, Л. И. Егоренков, С. Н. Николаева, В. Н. Вересов, В. Г. Ашиков и С. Г. Ашикова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, И. Н. Белавина, Н. Г. Найденская, Т. А. Бабакова, Л. Д. Бобылева, Н. М. Черновоиванова, Л. П. Салеева-Симонова, А. А. Плешаков, В. И. Зебзеева, Б. Т. Лихачев, 3. Г. Нигматов, И. Т. Гайсин, 3. А. Хусаинов, Р. Я. Дыганов и др.).

Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности экологического воспитания дошкольников за счет использования игр. Решение проблемы определило цель исследования - изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического воспитания дошкольников.

Объектом исследования выступает процесс использования игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются игры как средство экологического образования детей.

Учитывая объект, предмет, цель мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:

• определить психолого-педагогические основы содержания экологического воспитания;

• определить значение игры в процессе экологического воспитания;

• разработать и апробировать методику использования игр в экологическом воспитании;

Гипотеза исследования: мы полагаем, что целенаправленная работа по экологическому образованию детей будет проходить успешно, если в процессе данного образования будут использоваться разнообразные экологические игры.

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; диагностирование дошкольников; наблюдение; индивидуальный контакт с детьми; экспериментирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования экологических игр, способствующие экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом образовании детей.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия. В результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти “в жизнь другого живого существа изнутри’’(В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (речь идёт о животных, растениях и т. д., а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

-Представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей.

-Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования.

-Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает биологическое равновесие, и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность. Создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы взрослого, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нравственно-экологическое воспитание детей» Нравственно-экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе,.

Опыт работы «Экологическое воспитание и образование детей» Основное моё направление работы это "Экологическое воспитание и образование детей". Постоянно работаю над приобретением педагогических знаний.

План самообразования воспитателя «Экологическое воспитание детей в природе» Карагановой Анастасии Владимировны с. п. ДС «Сказка» г. о. КинельТема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами.

Консультация «Экологическое образование и воспитание детей» Статья "Экологическое образование и воспитание детей" воспитатель: Протасова Зинаида Петровна Сейчас много говорят об охране природы к,.

Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад № 47 «Радуга». Экологическое воспитание и образование.

Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей Человек-дитя природы, и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек часто забывает об этом, иногда позволяет себе относится к.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. С самого раннего детства мы учим детей любить природу, ценить, охранять её.Знакомство с природой для малышей в раннем возрасте происходит.

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста С самого раннего детства мы учим детей любить природу, ценить, беречь, охранять её.Малыши знакомятся постепенно с окружающим миром,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Проблема исследования – поиск эффективных форм, методов и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста. Предметом исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 21:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД