Анна Ивановна Кобыжакова
Экологическое воспитание дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ёлочка»
г. Черногорск, Республика Хакасия
Кобыжакова Анна Ивановна, воспитатель первой категории
Бондарь Ирина Владимировна
Экологическое воспитание дошкольников
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном стрю,
Лететь в одном полёте.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
Рыбе — вода, зверю — лес,
степи, горы, а человеку
нужна Родина.
И охранять природу -
значит, охранять Родину!
М. Пришвин
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе, болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно — психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих имеющие врождённые аномалии.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда - то был ребёнком. Вот почему велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего детства.
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта
Процесс формирования личности дошкольника в целом, и экологическое воспитание в частности, должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере ( живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке, как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы
Дошкольный возраст — самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому, возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем
В связи с этим на базе ДОУ»Ёлочка» нами был разработан:
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Беречь природу, значит беречь Родину»
Целью этого проекта является
Создать условия для формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой
Цель достигается через решение образовательно — воспитательных задач :
Формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их решения
Формировать мотивы, потребности и привычки, экологически целесообразное поведение и деятельность, здоровый образ жизни;
Развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
Развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды
Воспитывать любовь к родному краю, Родине.
Был составлен план решения и выполнения задач;
План проекта разделё н на три блока:
1. Совместная деятельность педагога и детей
- Организация в группе познавательно — экологической среды
- Беседы
«Изучение флоры родного края»
«Познавательные экологические пословицы, поговорки, загадки»
- Исследовательская деятельность
Посадка цветника, уход за цветами
Опытно — исследовательская деятельность на огороде
с целью вырастить зерновую культуру для получения полноценного урожая зерновых
Экскурсии в парк города
с целью создавать условия для закрепления знания детей о названии деревьев, изменения в природе, по внешнему виду деревьев и трав с весны до осени
Поиск проблемных вопросов и ответов
«Напиши письмо сове» - по теме «Природа»
Конкурс детских работ
«Вторая жизнь упаковки» поделки из природного и бросового материалов
- Экспериментирование
«Сухой из воды»
«Что выделяет растение?»
Развлечение
«Тайны птичьего полёта» - экологическая викторина.
2. Самостоятельная деятельность детей
Дидактические игры
«Отвечайте, правда ли?»
«Хитрые вопросы»
«Концовки»
«Кто больше?»
«Перепутаница»
«Родственники»
«Кто кем становится?»
- Подвижные игры
«Летает, плавает,бегает»
«Я знаю»
«Воздух, земля, вода»
«Птицелов»
«Скворцы и кошки»
«Голуби и кот»
- Инсценировки сказок
«Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Чиполлино»
3 Работа с родителями
- Консультации
«Какое место экологическое воспитание в вашей семье»
«Прогулки в природу — основа здоровья ребёнка»
«Птицы уголка природы дома»
- Практическая деятельность
«Птичья столовая»
- Составление гербарий
«Наши растения»
- Родительское собрание
«Экологическая культура»
Замечательный педагог В А Сухомлинский писал
«Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе к богатствам духовной культуры.
Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Всё хорошее в людях - из детства!
Как источник добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивляться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души.