Получи документы

Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности

Наталья Ратушная
Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание учащихся

средствами туристско-краеведческой деятельности

Ратушная Наталья Юрьевна,

заведующая краеведческо-экскурсионным отделом

МБУ ДО ЦДЮТур

Если Вы думаете на год вперед – сейте зерна.

Если Вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья.

Если Вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

(китайская мудрость)

Публикация «Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности» размещена в разделах

Испокон веков дальновидные и мудрые люди задумывались о сохранении природных богатств, заботились о чистоте рек и озер, о густоте лесов и плодородии почвы. Однако современный человек все чаще забывает о том, чему он обязан своим существованием; все чаще природе приходится отступать перед техническим прогрессом и человеческой жаждой наживы.

Хватит ли природных запасов нашим детям, внукам? Ответ на этот вопрос можем дать лишь мы сами, делая все, чтобы сохранить чистоту окружающего нас мира. Каждый человек, выполняя ряд несложных правил, может внести свой вклад в экологическое здоровье своего родного края.

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели к пересмотру некоторых концепций и в образовании.

В настоящее время одним из центральных мест в воспитательной системе образовательных учреждений занимает формирование экологической культуры учащихся.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

-потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

-установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

-убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

-потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы;

-получение экологических знаний.

Сегодня экологическое воспитание нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации.

Как и задачи, содержание экологического образования тоже весьма разнообразно и комплексно, они включает несколько аспектов и базируется на принципах, обеспечивающих осознание единства системы «природа-общество-человек», где человек, это часть природы, и его развитие является фактором изменения самой природы.

Сформированная в настоящее время система экологического образования и воспитания, объединяет в себе образовательные учреждения различных уровней: от детских садов до высших учебных заведений. Непрерывность работы в данном направлении поддерживает система дополнительного образования, которая представлена следующими учреждениями города Ростова-ан-Дону:

-Детский эколого-биологический центр;

-Дворец творчества детей и молодежи;

-Областной экологический центр учащихся;

-Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.

Являясь учреждением открытого типа, Центр выстраивает свои отношения с различными организациями. Социальное партнерство представлено школами, учреждениями культуры и спорта, общественными организациями.

Обладая открытостью и мобильностью, дополнительное образование способно быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи и общества, способно обеспечить ребенку «ситуацию успеха», формировать активную жизненную позицию.

Несколько слов о нашем учреждении. Центр работает в системе дополнительного образования с 1989 года. Образовательная деятельность учреждения представлена 3-ми направленностями: туристско-краеведческой, туристско-спортивной и естественно-научной.

Графически нашу систему работы по экологическому образованию можно представить несколькими модулями:

I модуль – специально организованная деятельность;

II модуль – массовые мероприятия различного характера и уровня;

III модуль – средства и формы туристско-краеведческой работы.

Как результат - это не только наличие у детей осознанной системы научных и практических знаний, но и формирование личности в целом.

Рассмотрим каждый модуль более подробно.

Через непосредственное включение в общественно-полезную деятельность наши дети пытаются найти свои решения экологических проблем на территории своей школы, района, города. Ежегодно наши учащиеся принимают активное участие в районных и городских экологических акциях :

«Чистый родник»;

«Не сжигайте, люди, листья»;

«Птичку жалко»;

«Покормите птиц»;

«Кормушки нашего двор»;

«Дай вторую жизнь старым вещам».

Формирование экологических знаний, умений и навыков связано с воспитанием чувства эмоционально – положительного отношения к природе, ее объектам и явлениям, развитием способности ориентироваться в окружающей среде и иметь осознанное понимание ее экологических проблем. Почерпнуть эти знания дети могут не только из учебников, но и из непосредственного наблюдения за объектами природы на выездных мероприятиях, в музее, на экскурсии, походах и экспедиции.

При возникновении устойчивого интереса, дети начинают активно участвовать в конкурсах, выставках, проектах, таких как:

• научно – практическая конференция им Ю. А. Жданова Донской академии юных исследователей (ДАНЮИ);

• Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Отечество»;

• различные мероприятия в рамках реализации творческого проекта ДАНЮИ «Мир глазами детей»;

экологические конкурсы различного формата и уровня;

• конференции по экологическим проблемам города Ростова-на-Дону и РО;

• конкурс тематического рисунка «Россия-Родина моя»;

• конкурсы фотографий, где дети показывают не только красоту родного края, но и обращают внимание общественности на экологические проблемы. Лучшие работы детей используются в тематических фотовыставках по учреждениям города.

экологические проекты, в реализации которых прослеживается цепочка действий – от изучения проблемы, изготовления карты объекта, проведение экологического урока, до конкретных действий.

Формируя экологическую грамотность учащихся, Центр в своей работе использует широкий спектр форм работы туристско-краеведческой деятельности.

В ходе участия в туристских сменах, сборах, спортивных соревнованиях, походах, экологических экскурсиях, этнографических экспедициях идет непрерывный процесс формирования экологических знаний и участие в природоохранной деятельности.

Что же этому способствует? Смена и изучение ландшафтов, посещение памятников природы, краеведческие исследования родных мест, наблюдения за природными объектами дают знания о негативном и позитивном воздействии общества на природу. Все это, в ненавязчивой форме, пробуждает интерес к изучению природы.

Неоценимую услугу в деле формирования экологической грамотности оказывает проведение экологических экскурсий, которые имеют свою специфику, и часто во время таких экскурсий, участникам предлагают способ конкретного изучения природы и ее объектов. В этом направлении нами практикуются следующие маршруты:

• на ООО «Ростовводоканал»;

• в зоопарки - Ростовский и трогательный;

• на страусиную ферму;

• природный заповедник «Ростовский»;

• завод по производству Кока-Колы.

Учащиеся Центра под руководством опытных педагогов регулярно принимают участие в туристских сборах, водных и горных походах, где помимо закрепления туристских навыков и оздоровления учатся правильно и мирно жить в близком контакте с природой.

Одно из ярких спортивных мероприятий Центра – это «Школа безопасности», занятия с МЧС закрепляют навыки детей по выживанию в лесу, учат заботиться о своей безопасности, правилам оказания первой помощи, правилам пожарной безопасности.

Туристско-краеведческая деятельность в различных ее проявлениях помогает сформировать и закрепить навыки поведения в природе, приобрести привычки здорового образа жизни, полезный жизненный опыт, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие вокруг события.

Специфика нашей работы заключается в том, что она направлена не только на формирование конкретных представлений о природных объектах, их значимость для человека, но и на развитие личности в целом, умеющей думать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать природу.

Только через включение ребенка в общественно - полезную деятельность, возможность применения своих знаний на практике, непосредственное общение с природой и использование разнообразных форм туристско-краеведческой деятельности, возможно формирование экологического сознания.

Когда знания даются системно, постоянно и последовательно, а не только в Год экологии в России – это становится хорошей привычкой, которая будет сопровождать ребенка всю жизнь.

Публикации по теме:

Презентация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: • разнообразные циклы наблюдений в повседневной.

Проект «Экологическое воспитание трудовой деятельности детей» Цель проекта:Формирование у детей экологических знаний,норм и правил взаимодействия с природой. Задачи:Формирование у дошкольников осознанного.

Протокол родительского собрания «Художественно-эстетическое воспитание средствами театрализованной деятельности» В любом детском образовательном учреждении (будь то школа или детский сад) проводятся встречи администрации учреждения, его работников и.

Родительское собрание в ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников средствами живой природы» Видео Тема: «Экологическое воспитание дошкольника средствами живой природы» Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной.

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании патриотизмаРоль туристско-краеведческой деятельности в формировании патриотизма Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекает большое внимание мыслителей-философов, ученых,.

Экологическое воспитание в игровой деятельности детей дошкольного возраста Выступление на педсовете «Экологическое воспитание в игровой деятельности детей дошкольного возраста» Тема: Экологическое воспитание через.

Экологическое воспитание дошкольников посредством театрально-игровой деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 пос. ЦЭС городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын».

Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы (фольклорная сказка «Теремок» и ее литературные обработки)[/h3].

Экологическое воспитание на занятии по изобразительной деятельности «Подводный мир» Экологическое воспитание на занятии по изобразительной деятельности. «Подводный мир» Задачи: Образовательные: актуализировать знания детей.

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики Возраст детей:старший дошкольныйЗадачи:Способствовать формированию основ экологического самосознания. Формировать понимание ответственности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 12:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ратушная (УИ 491734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД