Папки-передвижки

Экономическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Сардана Никитина
Экономическое развитие детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретической основой экономического воспитания дошкольников являются, прежде всего, исследования в области нравственного и трудового воспитания дошкольников В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, Т. А. Марковой, Г. Н. Годиной, В. И. Логиновой, Д. В. Сергеевой и др. В последние годы появились работы, посвященные экономическому воспитанию дошкольников и развитию экономического мышления детей, таких как А. Д. Шатова, О. И. Меньшикова, М. Ю. Стожарова, Т. П. Епанешниковой, Е. А. Курак.

Публикация «Экономическое развитие детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нами изучены методическая литература Е. А. Курака, Т. П. Епанешниковой, методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» утвержденная министерством образования науки РФ и Банком России, которые мы используем в своей работе, рассчитаны на работу педагога с детьми в условиях дошкольного воспитания, хотя, бесспорно, первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Ребенок дошкольного возраста очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.

Актуальность. С ранних лет мы обучаем детей всему : играть, общаться, рисовать, писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в вопросах экономического воспитания, встречающихся в реальной жизни. В связи с этим необходимо начинать процесс подготовки и формирования экономических знаний в дошкольном возрасте. Потому что, в процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице, а также закладываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Цель. Содействие формированию первичных социальных, экономических компетенций у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

1. Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;

2. Способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

3. Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

4. Положить начало формированию финансово-экономического мышления;

5. Способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

6. Содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника

Гипотеза: если в систему педагогической работы включать разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.

Усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста - это, прежде всего один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Трудовое воспитание в системе экономического воспитания.

Ян Амос Коменский в своей программе материнской школы впервые включил элементы экономического воспитания в дошкольный период. Он предложил давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, огромную роль Коменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга». Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, товар, цена – и этическими: честность, щедрость, экономность. Дети учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п., о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра). Дошкольники осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности : бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

В старшем дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий: строитель, воспитатель, врач, учитель и. др. В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. Дети должны подвестись к пониманию того, что материалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально - правовых основах рынка, которые, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю». Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности. Правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В своих играх дети пользуются экономическими понятиями : покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи. Наиболее простыми видами игр экономической составляющей могут быть настольные игры, которые предполагают необходимость в подсчете очков, шагов для передвижении фишки.

Сказка - литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари). Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников, математического развития, экологического образования, целесообразно применения сказки и в экономическом воспитании детей.

Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок - дошкольник может присмотреть за младшим братом, помыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме. Ребенок рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходят в магазин с родителями, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, и таким образом овладевают информацией в экономике на бытовом уровне. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт. Дошкольное образование является первым этапом в образовательном маршруте ребенка.

Нам воспитателям, следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр., как копить и экономить.

Свою работу мы начали с анкетирования родителей, и было принято решение о необходимости организовать работу с детьми 6-7 лет по экономическому воспитанию дошкольников, создания предметной среды и подготовки методического обеспечения. Разрабатывали конспекты занятий. В работе мы опирались на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики. Проведенное нами анкетирование показало, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики.

Совместно с родителями проводились мастер классы для детей. Мама Алексеева Арчына провела мастер классы для детей «Красивый браслет», «Новогодняя композиция».

Дети знакомились с традиционными и новыми профессиями (рекламный агент, менеджер, значимостью различных видов труда для человека. Мы старались донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям. Организовали встречу работников экологии с детьми, где они рассказали о своей работе, природе родного края, о бережном отношении к природе.

Также была организована встреча с отцом Дьячковской Авелины, он рассказал о трудной и ответственной работе пожарного, показал детям полное обмундирование пожарного, рассказал о правилах безопасности. Практические навыки обращения с деньгами дети приобретали в ходе сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Банк», «Кафе «Колукэчээн», «Музей изобразительных искусств», «Театр», «День рождения Кати» и др.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки: С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», Ш. Перро «Золушка», К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Выступили перед родителями с постановкой сказки К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха».

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, экономическое воспитание целесообразно включать во все образовательные области. Опыт показывает, что только совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к формированию экономического мышления, т. е. раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решается задача всестороннего развития личности.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Игра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаИгра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2022 в 13:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экономическое развитие детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сардана Никитина (УИ 509401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД