Получи документы

Экономическое воспитание в условиях детского сада

Ирина Филиппова
Экономическое воспитание в условиях детского сада

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Публикация «Экономическое воспитание в условиях детского сада» размещена в разделах

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы дошкольникам.

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Цель проекта: определить взаимосвязь между экономикой и дошкольным образованием.

Задачи:

1. Определить ПООП, которые включают экономическое воспитание дошкольника.

2. Разработать конспекты по ОД по экономическому воспитанию старших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей.

3. Опубликовать разработанный материал.

Примерные основные образовательные программы дошкольного образования по экономическому воспитанию детей:

1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет. (Авторы-составители: Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. Л.)

Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Основные задачи Программы:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат

труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,

честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

2. "Играем в экономику" для детей старшего дошкольного возраста воспитатель Мироненко Е. А.

Цель программы: формирование основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни.

Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.

Воспитывать бережливость, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.

Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.

3. Рабочая программа "Экономическое воспитание дошкольников" (Автор: Каримова Г. Ф.)

Цели программы:

· формирование у детей доступных экономических понятий;

· воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;

· воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.

Программа состоит из трех связанных между собой блоков: “Труд – продукт – товар”, “Реклама”, “Деньги”.

1. Труд – продукт – товар.

Педагогические задачи:

· формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;

· учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

· поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

· стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.

2. Реклама.

Педагогические задачи:

· развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;

· дать представление о рекламе, о ее назначении;

· учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);

· воспитывать разумные потребности.

3. Деньги.

Педагогические задачи:

· формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;

· воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

· дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Конспект ОД в старшей группе.

Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель:

- раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»;

- наличные и безналичные деньги;

- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательная задача: познакомить с деньгами.

Развивающие задачи: расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы); уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации); формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.

Воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам.

Оборудование: мяч, кошелек с набором разных монет и банкнот, изображение пластиковой карты, бумага и цветные карандаши, шаблоны квадратов, ноутбук, проектор.

Организация детской деятельности.

1. Вступление

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на нашу почту пришло письмо от самого Скруджа Макдака. Он пишет: «Дорогие ребята, у меня случилась беда, нет, даже катастрофа. Вчера я потерял кошелёк и мне его не найти. Помогите мне отыскать его».

Воспитатель: Мы поможем герою найти кошелёк? Для чего же нужен кошелек? Да, конечно. Люди хранят свои деньги. Давайте сыграем в игру. Я буду бросать мяч, а вы будете называть, для чего нам нужны деньги.

Теперь мы с вами узнали, что кошелёк предназначен для хранения денег, которые люди тратят на свои потребности. 2. Основная часть.

Воспитатель: Чтобы ещё больше узнать о деньгах, мы можем отправиться в прошлое, узнать, как и откуда появились деньги. Давайте мы расставим руки в стороны, закроем глаза и полетим в прошлое (звучит музыка, соответствующая полёту). Вот мы и оказались в прошлом.

Воспитатель: История денег началась ещё с древнего мира. Первобытный человек не имел денег, так как они ему были не нужны. Всё необходимое ему давала природа. Ребята, а что было необходимо человеку? Верно. Как и нам, первобытному человеку нужна была еда, одежда, жильё. Они рыбачили, выращивали пшеницу. Однажды люди стали обмениваться. Так они могли обменять рыбу на зерно, овощи на шкуру. Мех животных, зёрна, орехи, ракушки, соль в те времена были деньгами для людей. Позже стали появляться металлические деньги: кольца, бусинки, брусочки. Затем появились первые монеты, которые были очень похожи на современные. После металлических денег возникли бумажные деньги. Ребята, чтобы найти деньги Скруджа Макдака нам необходимо ответить на вопросы. Вопросы: Использовали ли древние люди деньги? Какими они были? Сначала были бумажные или металлические деньги? Вы правильно ответили на все

вопросы. И за это получаете монетки. Это те самые монеты, которые были в кошельке Скруджа Макдака.

На столе лежат картинки с изображением мебели,посуды, продуктов и бытовой техники. Все картинки перемешаны. Чтобы отыскать деньги Скруджа, на необходимо выполнить это задание в командах. Первая команда: отобрать все картинки, на которых изображены продукты и бытовая

техника. Вторая команда: отобрать картинки с мебелью и посудой. Затем нужно придумать название вашим магазинам, в которых всё это продаётся. За выполненное задание дети получают монеты. Вот мы и узнали с вами историю денег. Теперь нам нужно вернуться в настоящее. Присаживайтесь, расположите руки в стороны, закройте глаза и вот мы полетели (звуки, соответствующие полёту). Дети подходят к столам, на которых расположены монеты и банкноты. Рассматривают их и называют признаки. Монета - круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Называют монеты разного достоинства (5 рублей, 10 рублей, 1 копейка). Банкноты – бумажные, прямоугольные, шуршат. Также называют банкноты разного достоинства. Воспитатель: Все эти деньги материальны. Мы их можем потрогать, посмотреть на них. Но ещё бывают безналичные деньги. Они не хранятся у нас в кошельке, так как они находятся на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Для того, чтобы получить банкноты необходимо вставить карту в банкомат, ввести пароль, нужную сумму и получить деньги. А чем сейчас можно ещё расплачиваться помимо карт, монет, банкнот? Верно. Сейчас человек может расплатиться часами, телефоном. А теперь нам необходимо выполнить последнее задание. Каждой команде, нужно экономно используя лист, обрисовать по шаблону как можно больше квадратов. За это задание они получают купюры. И под одним из листов дети находят кошелёк героя. 3. Заключительная часть. Воспитатель: Ребята, мы помогли Скруджу Макдаку. Нам удалось отыскать монеты, выпавшие из кошелька и сам кошелёк. Я сегодня отправлю ему его по почте.

Конспект занятия по финансовой грамотности детей старшего возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

*дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;

*обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

*способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

*стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;

*способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

*сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

*содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель приветствует детей и говорит им, что два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны. Герои предлагают отправиться в путешествие вместе с ними.

Основная часть

Звучит весёлая музыка, и дети с героями отправляются в путь.

Воспитатель: На прошлом занятие вы узнали, как появились деньги, какие они бывают…

Воспитатель: Для чего они нам нужны?

Воспитатель: Верно. Деньги нужны для удовлетворения потребностей.

- Что такое потребности?

Ответы детей.

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).

Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.

Мышата (герои) решили выбрать себе дом.

(На экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).

Торопыжка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.

А Умник стал думать и рассуждать.

Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.

Как вы думаете почему?

(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).

И взял домик за две монетки.

А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?

(Ответы детей)

Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.

Воспитатель: Давайте поможем мышатам сосчитать оставшиеся монетки.

(Дети на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось)

Стало холодно. И мышата вспомнили ещё про одну важную потребность.

Какую? (Одежда).

И купили её, потратив по одной монетке.

- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.

А потом у мышат забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?

(Потребность в еде)

Взяли Мышата по одной монетке, и пошли в магазин.

Посмотрите, что они купили.

(В корзинке у Умника крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Торопыжки много разных сладостей.)

Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».

Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.

Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

Ответы детей.

Воспитатель:

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители только не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо»

Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,

купить одежду – 1 монета,

на продукты – 1 монета.

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Заглянули мышата в свои кошельки, а там….

Подсчёт детьми.

У Умника осталась одна монетка. Торопыжка спросил у него, что он с ней сделает.

А что бы сделали вы? Ответы детей.

Умник: Эта монетка поможет нам заработать много других монеток, но это уже другая история и я расскажу её вам в следующий раз.

Заключительная часть

А сегодня давайте напомним мышатам правила обращения с деньгами:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Бережно относиться к деньгам.

6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести кошелечек (копилку) и откладывать туда деньги «на потом».

Сегодня мы с вами изготовим своими руками кошелечки.

В них можно хранит монетки. Они все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, разукрасить свой кошелёк, так, что бы он стал самым красивым.

Мышата благодарят детей и прощаются с ними.

Публикации по теме:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Развитие и воспитание детей в условиях прогулкиРазвитие и воспитание детей в условиях прогулки Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Трудовое воспитание на участке детского сада в подготовительной группе «Сгребание опавших листьев»Трудовое воспитание на участке детского сада в подготовительной группе «Сгребание опавших листьев» Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономическое воспитание в условиях детского сада
Опубликовано: 20 декабря 2019 в 21:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД