Татьяна Долотина
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности старших дошкольников
Подготовила воспитатель:
Долотина Т. В.
р. п. Шатки, 2021г.
Публикация «Экскурсия как форма организации познавательной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)определены задачи познавательного развития : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Для определения понятия познавательной деятельности дошкольников и ее структуры, необходимо определить понятия «познание», «познавательная сфера» и «познавательное развитие».
Познавательная сфера дошкольников является сложным психическим образованием, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. Выделяют три компонента познавательной сферы.
К первым компонентам познания относят : что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания, способы и средства познания, как перерабатывает ребенок информацию.
Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Познавательные процессы – психические процессы, в ходе которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ (6, с. 59).
Познавательный интерес – это важнейшее образование личности, оно формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром (6, с. 144).
Познавательная деятельность является единством чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Данная деятельность осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе.
Е. И. Щербакова считает, что одной из многофункциональных и эффективных форм организации познавательной деятельности является экскурсия (33, с. 32).
В. А. Сичинава пишет: «Экскурсионная деятельность имеет мощный потенциал для развития познавательной активности дошкольников, а также реализации общепедагогических принципов наглядности, культуросообразности, природосообразности и нравственно-эстетического воспитания» (28, с. 61).
Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной деятельности. И целесообразно именно в данном возрасте внедрять в практику работы детских садов насыщенную экскурсионную деятельность (28).
В. А. Сичинава утверждает: «На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых» (22, с. 28).
Т. А. Куликова характеризовала экскурсию, как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию». Она считала, что экскурсия является наглядным методом получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (12).
На экскурсии основным методом является наблюдение.
По мнению В. В. Даниловой: «Наблюдение является сложной деятельностью, в основе которого лежит сознательное целенаправленное восприятие» (9, с. 81).
Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании трех видов психических процессов:
1. познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение);
2. эмоциональных (переживание);
3. волевых (усилие для сохранения внимания, активизация работы памяти).
Данные процессы связаны между собой. Их эффективность определяется внешними воздействиями, которым подвергается личность, ее психическим состоянием.
Н. О. Пичугина утверждает: «В экскурсионной деятельности важным является то, что ребенок эмоционально глубоко вовлечен в процесс познания. То, что еще вчера было для ребенка лишь условным набором знаний, после посещения экскурсии может стать личностно значимым. Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на «переходных процессах», когда до того нейтральный объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Подготовка к экскурсии, составление плана похода, сама экскурсия, обсуждение впечатлений – все это не может не иметь мощного педагогического эффекта, не способствовать развитию познавательной активности дошкольника» (20, с. 65).
В процессе познавательной деятельности на экскурсиях обеспечивается решение воспитательных задач ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективных формах познавательной и игровой деятельности.
Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.
Структура экскурсии включает в себя :
- вводная беседа (подготовительный этап)
- коллективное наблюдение
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
- сбор материала
- игры детей с собранным материалом
- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Первый этап – подготовительный, включает в себя воспитательно-образовательную работу. Данный этап направлен на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительный этап начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.
Вторым этапом является организация познавательной и практической деятельности детей. Результативность данного этапа зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует педагог. Один из основных методов - это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа:
- вопросы, нацеливающие на внимание и требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
- вопросы активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;
- вопросы, стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.
Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы.
Вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий.
Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания.
Третий этап экскурсии является заключительным. Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, которая направлена на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.
Таким образом, можно сделать вывод, что экскурсия является одной из форм организации познавательной деятельности старших дошкольников. В процессе познавательной деятельности на экскурсиях обеспечивается решение воспитательных задач ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективных формах познавательной и игровой деятельности.