Папки-передвижки

Экскурсия как форма воспитания начал экологической культуры у детей 3–5 лет

Морозова Евгения Александровна
Экскурсия как форма воспитания начал экологической культуры у детей 3–5 лет

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Экскурсии позволяют обогатить детей знаниями о взаимосвязях, существующих в природе.

Публикация «Экскурсия как форма воспитания начал экологической культуры у детей 3–5 лет» размещена в разделах

Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий и прогулок дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Работа с детьми осуществляется по следующим принципам:

постепенное усложнение материала;

использование непосредственного природного окружения;

сенсорное обследование объектов и явлений природы (снег, лед, иней, стволы деревьев, листья);

изодеятельность на основе впечатлений о природе.

Подача материала идет во время подготовки к экскурсии, во время самой экскурсии и организованная деятельность после экскурсии с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы.

Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильный труд, игры, освоение правил охраны природы. Все это способствует развитию основополагающих моральных ценностей доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважение к труду человека. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними.

Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Экскурсия планируется с определенным содержанием, усвоение которого обязательно для всех детей. Если на прогулке ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, то на экскурсии это основная задача. Поэтому содержание экскурсии гораздо больше, чем содержание прогулки. Одна и та же задача планируется на экскурсии до тех пор пока знания не будут усвоены всеми детьми. На каждой экскурсии дети, должны получать более или менее систематизированные знания о явлении или объекте природы.

В образовательной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.

Таким образом, экскурсии проводятся как с целью сообщения детям новых знаний, так и для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее на прогулках.

Результативность применения экскурсии обеспечивает грамотная реализация воспитателем всех ее структурных компонентов (этапов).

Первым этапом экскурсии является подготовительный этап. Основная задача на данном этапе организовать детей, исходя из уже имеющего опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положительного эмоционального настроения детей, воздействие на их чувства. Начинается эта работа за несколько дней до экскурсии, завершается перед ее началом.

Второй этап экскурсии это организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап экскурсионной работы, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой. В конце экскурсии большое значение приобретают практические методы различные игры с детьми, сбор природного материала и т. д.

Третий этап заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную работу, направленную на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии. Большое значение на этом этапе будут иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности (художественной, изобразительной). В целях получения позитивных результатов вся экскурсионная работа должна планироваться заранее.

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Знания, полученные на экскурсии, расширяются, уточняются и обобщаются в играх, в наблюдениях за принесенным природным материалом. Через 2-3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии.

Таким образом, экскурсии являются необходимой формой воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗЭкскурсия как форма обучения детей с ОВЗ Экскурсия – одна из форм обучения, которой в нашем детском саду уделяется большое внимание. Прежде всего, это обусловлено своеобразием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия как форма воспитания начал экологической культуры у детей 3–5 лет
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 14:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД