Наталья
Экскурсия на озеро поздней осенью в старшей разновозрастной группе 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: наблюдение за изменениями, происходящими с объектами живой и неживой природы поздней осенью.
Задачи:
Образовательные:
- учить наблюдать в природе птиц, продолжать знакомить с многообразием птиц Приморского края;
- наглядно показать отличие озера от реки;
- повторить понятия «хвойные деревья», «лиственные деревья», «листопад», «заморозки», «иней»;
- повторить обитателей пресных водоемов Приморского края;
Публикация «Экскурсия на озеро поздней осенью в старшей разновозрастной группе 4–6 лет» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
- сделать выводы об изменениях, происходящих в живой и неживой природе, а так же в жизни человека с наступлением поздней осени.
Развивающие: развивать деятельность; развивать память, внимание и наблюдательность.
Воспитательные:
- упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе;
- упражнять детей в соблюдении правил поведения на дороге;
- воспитывать любовь к природе; бережное отношение ко всему живому; воспитывать любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественное творчество, безопасность, коммуникация.
Материал и оборудование:
- Презентация «Жизнь пресных водоемов».
- Плакат и карточки с изображением водных обитателей (карась, сом, улитка-прудовик, жук-плавунец, лягушка).
- Плакат и карточки с изображением птиц (гусь, утка, воробей, сорока, ворона, голубь, поползень)
- Картинки с изображением водных растений (камыш, рогоз)
- Плакат и карточки с изображением деревьев, которые будут встречаться на пути к водоему (береза, плакучая ива, сосна, ильм).
- Большой конверт «Приглашение от тети Утки»
Методы и приемы: словесные (рассказ, сравнение, объяснение, беседа, художественное слово, контроль, поощрение, игровые (проведение дидактических и подвижных игр, наглядные (наблюдение, обследование объекта, практические (сбор природного материала).
Предварительная работа: составление безопасного маршрута экскурсии, повторений правил дорожного движения и правил поведения и на природе, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы, рисование, экспериментирование.
Ход ОД:
1. Вводная часть. Организационный момент.
Вводная беседа.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я шла мимо озера и встретила там большую дикую утку. Она совсем скоро отправится в теплые края и просила меня пригласить вас к себе в гости на озеро. Вот оно в руках у меня это приглашение.
Воспитатель читает текст приглашения:
«Дорогие ребята! Очень скоро я отправляюсь в теплые края. Путь мне предстоит долгий и трудный. Вы ведь помните, что дикие утки – перелетные птицы? Мне очень понравилась наша с вами встреча летом. Я вам очень благодарна за то, что вы помогли привести в порядок участок берега. Для всех живых обитателей озера это огромная помощь и самая важная.
С наступлением осенних холодов наше озеро изменилось, но не перестало быть удивительно прекрасным. Поэтому я приглашаю вас к нам в гости посмотреть, как же преобразилось наше озеро осенью. Ваша старая знакомая тетя Утка.»
Воспитатель:
- А помните ли вы наше путешествие к озеру летом?
Ответы детей
-Что вам запомнилось больше всего?
Ответы детей.
- Сегодня мы с вами снова совершим путешествие на озеро. Как вы думаете что могло измениться в природе у озера в это время года?
Ответы детей.
- Итак, перед тем как нам потеплее одеться и отправиться в путь, давайте вспомним как нужно себя вести в дороге и около водоема?
Ответы детей.
-Какие вы молодцы! Вы помните правила дорожного движения, не забываете помогать младшим товарищам. Правильно, нельзя шуметь, нельзя разбрасывать мусор. Не забывайте об этих правилах! А мы с вами отправляемся в путь.
2. Основная часть.
Коллективное и самостоятельное наблюдение.
По пути к озеру воспитатель обращает внимание на объекты живой и неживой природы с целью повторения и закрепления знаний детей.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько деревьев вокруг и они все разные. А кто знает, как называются эти деревья?
Ответы детей
Воспитатель:
А легко ли нам определить какое это дерево, ведь уже на листьях не сохранилось ни единого листочка? А куда же делись все листочки с деревьев?
Ответы детей.
Рассматривая березу и иву плакучую обсуждаем совместно с детьми, как можно определить эти деревья.
Воспитатель:
А что это за волшебное дерево? В отличие от тех, которые мы видим вокруг, оно зеленое.
Рассматриваем и обсуждаем признаки хвойных деревьев и делаем вывод, что это сосна.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами даже и не заметили как пришли. Давайте осмотримся, как красиво вокруг. Мысленно «сфотографируйте» эту великолепную природу. Но, не забывайте о правилах поведения на природе!
(воспитатель собирает детей возле себя)
Ребята я знаю, что вы очень любите загадки. У меня есть для вас пара новых интересных загадок.
Глядятся в него
Молодые рябинки,
Цветные свои
Примеряют косынки.
Глядятся в него
Молодые берёзки —
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды —
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?
Ответы детей (Озеро)
Воспитатель:
Синяя сестрица, быстрая водица. Вдоль дружков, бережков в океан стремится
Ответы детей (река)
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, чем отличаются река и озеро
Ответы детей.
Воспитатель:
Как мы понимаем, что сейчас перед нами озеро?
Ответы детей (Вода стоит в замкнутом водоеме, поверхность воды колышется только от дуновения ветра)
Воспитатель:
Ребята, смотрите! А вот и наша старая знакомая тетя Утка. Она плавает со своими подругами у середины озера.
А интересно, что они там делают?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, в такую погоду почему уткам не холодно, они свободно плавают в воде? А как называют таких птиц?
Ответы детей
Воспитатель:
А каких водоплавающих птиц вы еще знаете?
Ответы детей
Воспитатель:
А давайте поищем глазами на озере таких птиц.
А что у них есть для того, чтобы плавать?
Ответы детей (на лапах есть перепонки, тни смазывают себе перья жиром, плоский клюв)
Воспитатель:
А сейчас давайте осмотримся и попробуем увидеть других птиц.
Дети показывают воробья, сороку, голубя, поползня.
Воспитатель: Что мы можем о них сказать?
Ответы детей (зимующие птицы).
Воспитатель подводит детей к ответу, что с наступлением холодов птицы стали держаться вблизи жилища человека из-за возможности найти себе пропитание.
Воспитатель: Ребята! Любой водоем - это целый мир. Давайте вспомним, кто живет в водоемах нашего родного края.
Ответы детей (карась, сом, улитка-прудовик, жук-плавунец, лягушка).
Воспитатель: А как вы думаете, что происходит с обитателями озера с приближением зимы? Почему мы сейчас не наблюдаем всех тех обитателей, которых видели летом?
Ответы детей.
Воспитатель: Но мы знаем, что в водоемах живут не только животные, но и растения. Сейчас уже водные растения «уснули», но смотрите, какими красивыми стали рогоз и камыш с наступлением осени! Давайте сорвем несколько веточек и возьмем с собой в группу, сделаем букет на память о нашей экскурсии и тете Утке, которая пригласила нас к себе в гости.
Воспитатель, руководствуясь правилами безопасности, срывает несколько веток растений для букета.
Воспитатель: Как незаметно в гостях пролетело время, и нам пора возвращаться в детский сад.
Но в гости ведь не приходят без подарка. Давайте, в подарок жителям этого озера в память о нашей встрече уберем на этом участке берега весь мусор. Я думаю, что им будет очень приятно получить от нас такой приятный сюрприз.
Дети под руководством воспитателя и помощника собирают крупный мусор на участке берега в мусорные пакеты.
Воспитатель: ну а теперь нам пора отправляться в обратный путь. Давайте помашем рукой тете Утке и ее подругам. Встретимся с ними мы только весной. Они прилетят из теплых стран и расскажут нам много интересного.
Группа детей строится колонной и отправляется в детский сад.
Итог экскурсии. Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, где сегодня мы с вами были?
-А кого мы там видели?
-А какое полезное дело мы сделали для всех обитателей озера?
Художественно-эстетическая деятельность.
Воспитатель совместно с детьми делает букет из рогоза и камыша.
Дети рисуют картинки с изображением увиденного во время экскурсии.