Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Приметы поздней осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• закрепление представлений детей о характерных признаках поздней осени, знакомство с пословицами об осени;
• формирование представлений о том, почему осенью опадают листья, о строении листка, на развитие познавательного интереса.
Ход НОД
Воспитатель начинает занятие со стихотворения:
Льёт дождь, холодный, точно лёд,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Приметы поздней осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
• О каком времени года стихотворение? (об осени)
• Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
• Как вы думаете, к какому месяцу больше подходит это стихотворение? Почему?
• Как называют осень в сентябре? (ранняя) Почему?
• Как называют осень в октябре? (золотая) Почему?
• Как называют осень в ноябре? (поздняя) Почему?
• Назовите приметы поздней осени.
Воспитатель предлагает выполнить задание «Приметы поздней осени».
Приметы поздней осени. Задание 1
Выбери из предложенных картинок те, на которых изображены приметы поздней осени.
В ходе выполнения задания воспитатель может задавать детям вопросы:
• Какие из примет поздней осени вы выбрали?
• Объясните свой ответ.
Воспитатель предлагает игру «Закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.
• Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней. (грибов в лесу нет)
• Золотой осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней. (листья с деревьев опали)
• Ранней осенью мы собирали в садах яблоки, груши, сливы, а поздней осенью. (в саду не растут фрукты и ягоды)
• Ранней осенью ещё цветут цветы на клумбах, а поздней. (все цветы завяли) и т. д.
Воспитатель проводит физкультминутку.
Физкультминутка
«Осень»
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашёл его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой)
В небе жаворонок пел.
Порезвился в вышине, (Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Спрятал песенку в траве. (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год. (Дети стоя весело хлопают в ладоши)
Воспитатель сообщает, что в старину люди об осени говорили: «Осень — перемен восемь».
Воспитатель предлагает назвать 8 изменений, которые происходят осенью. Например:
1. Деревья стоят без листвы.
2. Часто идёт дождь.
3. Дни стали короче, а ночи длиннее.
4. Понижение температуры воздуха.
5. Отцветают цветы.
6. Лужи покрываются льдом.
7. Улетают птицы.
8. Выпадает первый снег.
Воспитатель предлагает вернуться в заданию «Приметы поздней осени» выполнить второе задание.
Приметы поздней осени. Задание 2
В старину люди наблюдали за изменениями в природе и свои наблюдения передали нам в виде пословиц. О каких месяцах осени говорится в пословицах? Соедини пословицу и картинку.
• Какой месяц землю покроет где листком, а где и снежком?
• Какой месяц — ворота зимы?
• Какой месяц красное лето провожает, осень золотую встречает?
В ходе выполнения задания воспитатель просит детей пояснить свой выбор.
Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, почему опадают листья.
Воспитатель предлагает узнать, как устроен лист и почему листья осенью опадают.
Воспитатель предлагает рассмотреть осенние листочки
В ходе рассматривания воспитатель может задать уточняющие вопросы:
• Как влага попадает от дерева в лист?
• Почему лист летом зелёный?
• Почему листья осенью опадают?
• Почему листья осенью меняют цвет?
В завершение занятия воспитатель может задать вопросы:
• Что поздней осенью происходит очень часто? (идёт дождь)
• Что помогает укрыться от дождя? (зонтик)
Воспитатель предлагает раскрасить силуэт зонтика, придумать дизайн зонтика от дождя, чтобы улучшить настроение даже в скучный холодный осенний дождь.
Воспитатель раздаёт детям силуэты зонтиков для рисования.
После окончания работы организуется выставка. Дети могут рассказать о своём зонтике.