Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Знакомимся со звуками [з]-[с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• формирование представлений о согласных звуках [с] и [з], умения различать их в словах;
• формирование умения находить место звука в слове (начало, середина и конец) с помощью звуковой линейки, на формирование умения различать в слове звуки [c] и [з].
Ход НОД
Воспитатель начинает занятие с беседы о профессиях. Воспитатель задаёт вопросы:
• Что такое профессия?
• Какие профессии вы знаете?
Воспитатель предлагает проверить, насколько хорошо дети знают профессии, и поиграть в игру «Вопрос — ответ»:
• Кто обучает школьников основам разных наук? (Учитель)
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Знакомимся со звуками [з]-[с]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
• Кто главный на корабле? (Капитан)
• Кто помогает сохранить здоровье домашним животным? (Ветеринар)
• Кто главный человек в лесу? (Лесник)
• Кто сочиняет музыку? (Композитор)
• Кто управляет самолётом: поднимает его в воздух, ведёт по нужному курсу, приземляет на аэродроме? (Лётчик)
• Кто пишет книги? (Писатель)
• Кому в работе нужны кисти, краски и мольберт? (Художник)
• Как называют повара на корабле? (Кок)
• Кто умеет делать новую обувь и чинить старую? (Сапожник)
Воспитатель приглашает ребят в страну весёлых звуков, чтобы познакомиться с жителями этой страны и узнать, какие в этой стране есть профессии.
Воспитатель называет согласные звуки, просит детей их повторить и вспомнить, какие это звуки.
Согласные звуки — это звуки, которые состоят из шума и при произнесении которых воздушная струя встречает на своем пути преграду (губы, зубы или язык).
Воспитатель предлагает познакомиться с жителями сраны веселых звуков — звуками [c] и [з].
Воспитатель предлагает произнести звук [з], как будто жужжит комарик, затем произнести звук [c] как будто из крана льётся вода.
Воспитатель предлагает вспомнить, какими бывают согласные звуки. При затруднении детей воспитатель напоминает, что согласные звуки бывают звонкими и глухими.
Звонкие согласные — согласные звуки, которые произносятся с помощью голоса (при произнесении этих звуков дрожит горлышко).
Глухие согласные — согласные звуки, которые произносятся без голоса и состоят только из шума (при произнесении этих звуков горлышко не дрожит).
Чтобы это доказать, воспитатель просит при произнесении звуков [c] и [з] положить руку на горло и почувствовать его вибрацию.
Воспитатель предлагает узнать, в каких словах встречается тот или иной звук. Воспитатель предлагает игру «Хлопни — топни». Если в слове встречается звук [c], нужно хлопнуть в ладони, если звук [з] — топнуть ногой.
Воспитатель произносит слова с тем или иным звуком (например, сахар, озеро, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда, заяц, снегирь, зима и т. д.).
Воспитатель предлагает узнать, какие профессии в стране весёлых звуков есть у звуков [c] и [з].
Воспитатель предлагает выполнить задание «Найди звук».
Найди звук. Задание 1
Перенеси в домик представителей профессий, в названии которых есть звук [c].
(строитель, парикмахер, водитель, лесоруб, учитель, сыщик, тракторист, продавец)
Найди звук. Задание 2
Перенеси в домик представителей профессий, в названии которых есть звук [з].
(врач, столяр, продавец, заправщик, водитель, парикмахер, полицейский, водолаз)
Найди звук. Задание 3
Поставь рядом с каждым представителем профессии нужный инструмент, в названии которого есть звук [c].
• Водитель
• Повар
• Учитель
(колесо, половник, кастрюля, руль, доска, мел)
Найди звук. Задание 4
Поставь рядом с каждым представителем профессии нужный инструмент, в названии которого есть звук [з].
• Инспектор ГИБДД
• Парикмахер
• Столяр
(гвозди, рубанок, жезл, зеркало, расчёска, свисток)
После выполнения задания воспитатель предлагает физкультминутку с изучаемыми звуками.
Физкультминутка
Козы по лесу гуляют,
Тонкую лозу ломают, (ходьба на месте)
На копытца встанут —
И лозу достанут. (поднимание на носках, руки вверх и к плечам)
Пастушок свирель берёт,
Козочек к себе зовёт, весело играет,
Козочек сзывает: (и. п. — ноги на ширине плеч; повороты в стороны с развертыванием рук в стороны — вправо, влево)
«Козочки, не заблудитесь,
Козочки, домой вернитесь,
Вы бегом, бегом, бегом
Возвращайтесь с молоком». (прыжки вокруг себя вправо, влево)
Воспитатель предлагает выполнить задания от весёлых звуков [c] и [з].
Воспитатель предлагает выполнить задание «Найди место звука в слове»
Найди место звука в слове. Задание 1
Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится [с]? Поставь фишку в нужную клеточку. (стул)
Найди место звука в слове. Задание 2
Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится [с]? Поставь фишку в нужную клеточку. (коляска)
Найди место звука в слове. Задание 3
Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится [с]? Поставь фишку в нужную клеточку. (кокос)
Найди место звука в слове. Задание 4
Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится [з]? Поставь фишку в нужную клеточку. (замок)
Найди место звука в слове. Задание 5
Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится [з]? Поставь фишку в нужную клеточку. (коза)
Найди место звука в слове. Задание 6
Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится [з]? Поставь фишку в нужную клеточку. (глаз)
В завершение занятия можно предложить речевые игры на дифференциацию звуков [c] и [з].
Игра «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот». Воспитатель произносит слог или слово со звуком [c] и [з], ребёнок заменяет в этом слове или слоге [c] на [з] и наоборот. Игра может проводиться с мячом.
За — са
Сы — зы
Со — зо
Су — зу
Ус — Уз
Зы — сы
Суп — зуб
Коса — коза
Лиса — Лиза
Игра «Повтори за мной»
Игра «Повтори за мной». Воспитатель предлагает повторять за ним чистоговорки.
Са-са-са — вот летит оса.
За-за-за — у Зои коза.
Ас-ас-ас — Соня с Саней пьют квас.
Су-су-су — в лесу видели осу.
Зу-зу-зу — Зоя гонит козу.
Зы-зы-зы — у Зои новые тазы.
Зу-зу-су — мы видели лису
Су-зу-су — отвязали мы козу.
Игра «Добавь слог»
Игра «Добавь слог». Воспитатель произносит начало слова, дети добавляют слог, чтобы слово получилось. Для организации игры можно использовать мяч.
Гро (за)
Ли (са)
Берё(за)
Колба (са)
Ро (за)
Зано (за)
Кляк (са)
Кас (са) Ро (са)
Так (са)
Ко (са)
Ко (за)
Ва (за)
Сле (за)
Меду (за)
Мимо (за)