Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Читаем и запоминаем стихи о поздней осени. Составляем предложения»

Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Читаем и запоминаем стихи о поздней осени. Составляем предложения»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

• формирование умения составлять схемы предложений, сопоставлять слова и предложения как речевые единицы;

• формирование умения заучивать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Ход НОД

Воспитатель может начать занятие с чтения стихотворения Сергея Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы.»

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Читаем и запоминаем стихи о поздней осени, Составляем предложения“» размещена в разделах

При чтении стихотворения воспитатель может использовать музыкальное сопровождение П. И. Чайковсковского «Ноябрь»

Воспитатель задаёт детям вопросы по прочитанному тексту:

• О каком времени года стихотворение?

• О какой осени стихотворение: ранней, золотой или поздней?

• Какие приметы поздней осени есть в стихотворении?

Воспитатель также может предложить прослушать музыкальный фрагмент, спросить, какая пора осени выражена в музыке.

Воспитатель предлагает представить, что дети оказались в осеннем лесу, и проводит артикуляционную гимнастику. Дети должны выполнять действия по инструкции воспитателя.

Артикуляционная гимнастика

• Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их (имитировать жевание).

• Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнёмся друг другу и лесным обитателям (улыбнуться; губы и зубы сомкнуты).

• Хомячок-толстячок. Покажите, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы (надуть обе щеки одновременно). Хомячок высыпал зерно в норке (втянуть щеки).

• Белочка грызёт орешки (улыбнуться и постучать зубами).

Далее воспитатель называет две фразы и предлагает определить, что из сказанного является предложением, а что нет.

идёт утра с дождь С утра идёт дождь.

Воспитатель спрашивает ребят, что такое предложение.

Предложение — это группа слов, связанных по смыслу.

Воспитатель предлагает вспомнить приметы поздней осени с помощью игры «Закончи предложение».

• На смену лету пришла. (осень).

• Поздней осенью опали с деревьев. (листья).

• Дует холодный. (ветер).

• Часто идут. (дожди).

• Птицы улетают. (в тёплые края).

• Выпадает первый. (снег).

• Люди одевают. (тёплую одежду) и т. д.

Воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Раз-два-три-четыре-пять —

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины, (загибают пальцы, начиная с большого пальца)

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет принесём. (хлопают в ладоши)

Воспитатель предлагает составить схему предложения с помощью полосок бумаги.

Предложение «Осенью идут дожди».

Полоски бумаги будут обозначать слова.

Воспитатель предлагает посчитать, сколько слов в предложении.

Первое слово в предложении обозначается полоской бумаги с высоким уголком.

Слова в предложении обозначаются полосками без высокого уголка.

В конце предложения ставится точка. Она обозначает, что предложение закончено.

Воспитатель предлагает поиграть с осенним ветром и проводит физкультминутку.

Физкультминутка

«Ветерок»

Ветер веет над полями,

И качается трава,

Облако плывёт над нами,

Словно белая гора. (качают руками над головой)

Мы вперёд руками вертим.

И у нас тут дует ветер.

А теперь назад покрутим.

Снова ветер делать будем. (вращение рук вперёд)

Сильный ветер ветки крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Ёлки ветер клонит тоже,

Мы с тобой на них похожи. (вращение корпусом влево — вправо)

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы,

Вправо — влево, влево — вправо,

Клонятся цветы и травы. (наклоны в стороны)

Воспитатель спрашивает, что состоит из предложений? Подводит детей к выводу о том, что стихи состоят из предложений.

Воспитатель предлагает выучить стихотворение о поздней осени.

Воспитатель даёт детям прослушать отрывок из стихотворения А. Плещеева или читает его самостоятельно.

Осень

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Алексей Плещеев

Далее воспитатель ещё раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

• Далее воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения.

• О каком времени года стихотворение?

• Какие осенние события описываются в стихотворении?

• Что происходит осенью с цветами?

• Почему кусты «глядят уныло»?

• Что происходит с небом и солнцем в стихотворении?

• Какие ещё приметы осени описываются в стихотворении?

Далее воспитатель читает каждую строчку в стихотворении с опорой на мнемотаблицу. Дети повторяют.

Затем дети пробуют читать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Можно читать стихотворение по цепочке, где каждый ребёнок читает одну строчку с опорой на мнемотаблицу. Если ребёнок испытывает затруднения, можно воспользоваться озвученной подсказкой.

В завершение занятия дети могут нарисовать иллюстрацию к стихотворению. В процессе рисования воспитатель может включить музыку, например П. И. Чайковский «Ноябрь».

Публикации по теме:

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Календула — цветок поздней осени» для средней группыФормирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Календула — цветок поздней осени» для средней группы Цель: расширение знаний об осенних изменениях природы, о многообразии растительного мира. Задачи: Образовательные: формировать экологические.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Читаем сказки о хлебе» Задачи: • закрепление представлений об обработке зерна и процессе выпекания хлеба; • формирование положительного отношения к труду; •.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Грибы» Задачи: • расширить представления детей о грибах, местах их произрастания; • учить называть и различать съедобные и несъедобные грибы: подосиновик,.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Наш любимый детский сад»Конспект НОД в старшей группе детского сада «Наш любимый детский сад» Задачи: развивать самостоятельность и творчество, учить отражать впечатления от окружающей жизни; совершенствовать умение ориентироваться.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Осенние события» Задачи: • отработка умений определять признаки осени; • закрепление названий осенних месяцев; • закрепление знаний об изменениях в природе.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Составляем рассказ по картине «Сбор урожая» Задачи: развитие умения составлять рассказ по сюжетной картине; активизация словаря по теме «Осень». Ход НОД Воспитатель может начать занятие.

Конспект познавательной прогулки для средней группы «Наблюдение за цветами поздней осени. Львиный зев»Конспект познавательной прогулки для средней группы «Наблюдение за цветами поздней осени. Львиный зев» Цель: расширить представление о цветах на клумбе, закрепить умение ухаживать за цветами. Задачи: Образовательные: уточнить названия.

Конспект познавательной прогулки для средней группы «Наблюдение за цветами поздней осени. Рудбекия»Конспект познавательной прогулки для средней группы «Наблюдение за цветами поздней осени. Рудбекия» Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе. Образовательные: закрепить название цветов, растущих на клумбах, учить.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Считаем и запоминаем цифры» Светлана ЧетвериковаКонспект занятия по ФЭМП в старшей группе: "Считаем и запоминаем цифры" Тема:Считаем и запоминаем цифры. Цель:Формировать.

Родительское собрание «Что мы читаем детям по программе детского сада» Протокол №3 родительского собрания в старшей группе от 20.02.13г. Повестка дня: 1. Тема: «Что мы читаем детям по программе детского сада».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Читаем и запоминаем стихи о поздней осени. Составляем предложения»
Опубликовано: 24 октября 2021 в 21:50
+163Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада «Читаем и запоминаем стихи о поздней осени. Составляем предложения»» (включая файлы) размещена пользователем Хапаева Лариса Борисовна (УИ 309822) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД