Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Читаем и запоминаем стихи о поздней осени. Составляем предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• формирование умения составлять схемы предложений, сопоставлять слова и предложения как речевые единицы;
• формирование умения заучивать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Ход НОД
Воспитатель может начать занятие с чтения стихотворения Сергея Есенина
«Нивы сжаты, рощи голы.»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Читаем и запоминаем стихи о поздней осени, Составляем предложения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
При чтении стихотворения воспитатель может использовать музыкальное сопровождение П. И. Чайковсковского «Ноябрь»
Воспитатель задаёт детям вопросы по прочитанному тексту:
• О каком времени года стихотворение?
• О какой осени стихотворение: ранней, золотой или поздней?
• Какие приметы поздней осени есть в стихотворении?
Воспитатель также может предложить прослушать музыкальный фрагмент, спросить, какая пора осени выражена в музыке.
Воспитатель предлагает представить, что дети оказались в осеннем лесу, и проводит артикуляционную гимнастику. Дети должны выполнять действия по инструкции воспитателя.
Артикуляционная гимнастика
• Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их (имитировать жевание).
• Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнёмся друг другу и лесным обитателям (улыбнуться; губы и зубы сомкнуты).
• Хомячок-толстячок. Покажите, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы (надуть обе щеки одновременно). Хомячок высыпал зерно в норке (втянуть щеки).
• Белочка грызёт орешки (улыбнуться и постучать зубами).
Далее воспитатель называет две фразы и предлагает определить, что из сказанного является предложением, а что нет.
идёт утра с дождь С утра идёт дождь.
Воспитатель спрашивает ребят, что такое предложение.
Предложение — это группа слов, связанных по смыслу.
Воспитатель предлагает вспомнить приметы поздней осени с помощью игры «Закончи предложение».
• На смену лету пришла. (осень).
• Поздней осенью опали с деревьев. (листья).
• Дует холодный. (ветер).
• Часто идут. (дожди).
• Птицы улетают. (в тёплые края).
• Выпадает первый. (снег).
• Люди одевают. (тёплую одежду) и т. д.
Воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Раз-два-три-четыре-пять —
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины, (загибают пальцы, начиная с большого пальца)
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет принесём. (хлопают в ладоши)
Воспитатель предлагает составить схему предложения с помощью полосок бумаги.
Предложение «Осенью идут дожди».
Полоски бумаги будут обозначать слова.
Воспитатель предлагает посчитать, сколько слов в предложении.
Первое слово в предложении обозначается полоской бумаги с высоким уголком.
Слова в предложении обозначаются полосками без высокого уголка.
В конце предложения ставится точка. Она обозначает, что предложение закончено.
Воспитатель предлагает поиграть с осенним ветром и проводит физкультминутку.
Физкультминутка
«Ветерок»
Ветер веет над полями,
И качается трава,
Облако плывёт над нами,
Словно белая гора. (качают руками над головой)
Мы вперёд руками вертим.
И у нас тут дует ветер.
А теперь назад покрутим.
Снова ветер делать будем. (вращение рук вперёд)
Сильный ветер ветки крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже,
Мы с тобой на них похожи. (вращение корпусом влево — вправо)
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы,
Вправо — влево, влево — вправо,
Клонятся цветы и травы. (наклоны в стороны)
Воспитатель спрашивает, что состоит из предложений? Подводит детей к выводу о том, что стихи состоят из предложений.
Воспитатель предлагает выучить стихотворение о поздней осени.
Воспитатель даёт детям прослушать отрывок из стихотворения А. Плещеева или читает его самостоятельно.
Осень
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Алексей Плещеев
Далее воспитатель ещё раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
• Далее воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения.
• О каком времени года стихотворение?
• Какие осенние события описываются в стихотворении?
• Что происходит осенью с цветами?
• Почему кусты «глядят уныло»?
• Что происходит с небом и солнцем в стихотворении?
• Какие ещё приметы осени описываются в стихотворении?
Далее воспитатель читает каждую строчку в стихотворении с опорой на мнемотаблицу. Дети повторяют.
Затем дети пробуют читать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Можно читать стихотворение по цепочке, где каждый ребёнок читает одну строчку с опорой на мнемотаблицу. Если ребёнок испытывает затруднения, можно воспользоваться озвученной подсказкой.
В завершение занятия дети могут нарисовать иллюстрацию к стихотворению. В процессе рисования воспитатель может включить музыку, например П. И. Чайковский «Ноябрь».