Тюнтяева Оксана Анатольевна
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Весна. Весенние приметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Весна. Весенние приметы».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить детей с признаками весны.
Задачи:
Образовательные задачи:
• расширить диапазон знаний детей о весне, о весенних приметах;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада „Весна, Весенние приметы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
• знакомить детей с погодными явлениями весны как времени года, учить их называть;
• расширить представления детей о жизни перелетных птиц, диких животных весной, условиях, необходимых для жизнедеятельности;
• пополнять речевой запас слов новыми понятиями, совершенствовать словообразование;
Развивающие задачи:
• продолжать развивать умение узнавать и называть время года;
• развивать умение детей замечать изменения в природе;
• развивать умения использования в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
Воспитательные задачи:
• воспитание отзывчивости, бережного отношения ко всему живому, к флоре и фауне родного края;
• формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы;
• учить детей выслушивать ответы своих товарищей, стараться исправить или дополнить ответ;
Материалы: иллюстрации по теме «Весна. Приметы весны», репродукции известных картин русских художников: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода», И. Левитан «Март», А. Г. Венецианов «На пашне. Весна»; материалы видео презентации;
Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц и закличек о весне, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Перелетные птицы», «Птицы. Первое чтение», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому».
Ход занятия.
Вводная часть. Беседа о весне.
Воспитатель:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла…
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно, ребята, весна. Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна - красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихотворение о весне?
Дети читают стихи ранее заученные в группе.
Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать о весне как о прекрасном времени года, о ее приметах. Давайте представим с вами, что мы попали на весеннюю поляну. Для этого нужно просто закрыть глаза и послушать весеннюю капель.
Дети закрывают глаза, слушают звук металлофона.
Выглянул из норки Крот:
"Кто же это так поёт?
Может, снежная метель?
Нет, да это же капель!
Значит, время просыпаться
Да за дело приниматься,
Строить новые дома -
Ведь на улице Весна!”
Л. Зимина.
Да, ребята, весной все звери в лесу просыпаются, покидают свои берлоги, норы, обзаводятся потомством.
Ребята, какие приметы весны вы еще знаете?
Проводится игра с мячиком «Приметы весны»
Цель: вспомнить приметы весны как времени года.
Дети:
- солнце светит ярко и греет;
- появились первые проталинки на земле;
- дни длиннее, а ночи короче;
- побежали весенние ручейки;
- мы зимнюю теплую одежду поменяли на легкую;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустах набухают почки;
-птицы прилетают с теплых стран.
Воспитатель: Молодцы!
Беседа продолжается с использованием видео презентации «Весна. Весенние приметы».
Воспитатель: Вот сколько нового и интересного мы с вами узнали.
А теперь давайте поиграем.
Игра «Назови ласково» (с массажным мячиком)
Цель: совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Солнце – солнышко;
Лист – листочек;
Лужа – лужица;
Сосулька – сосулечка;
Дерево – деревце;
Капля – капелька;
Туча – тучка;
Ручей – ручеёк.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
А сейчас немного отдохнем. Повторяйте вместе со мной.
Физкультурная минутка «Весна – красна»
Весна - красна, ты с чем пришла? (руки в стороны, поклониться)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной (руками указать на траву, цветы, взять поводья)
Мы на ней поскачем по траве луговой (подскоки на месте)
К воде ключевой (наклониться, зачерпнуть воображаемую воду)
Солнышку улыбнёмся (улыбнуться)
Домой к мамочке вернёмся (сесть на свои места)
А теперь давайте разобьемся на команды и устроим соревнования. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Конкурс «Птичьи вопросы».
Вопросы для 1 команды – команды «Грачи»:
- Назовите зимующих птиц (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь).
- Какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви)
- Назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка)
- У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Какие птицы унесли в сказке братца Иванушку? Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди»)
Вопросы для 2 команды – команды «Скворушки»:
- Назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки, гуси).
- Какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие)
- Какое любимое лакомство синиц? (сало)
- В какой сказке главная героиня спасает от верной смерти птицу, заботится о ней? Как имя главной героини? Какую птицу спасла героиня? (сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», главная героиня – Дюймовочка, птица – ласточка).
Молодцы, ребята!
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята, птицы возвращаются весной в наши края. Начинают вить гнезда, обзаводятся потомством и заботятся о своих маленьких птенчиках. Под крышей нашего детского сада поселились ласточки, они принесли на своих крыльях весну нам. Птицы приносят большую пользу человеку и природе. К ним надо бережно относиться, охранять их, как и все живое на земле нашей.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А. Н. Плещеев
Давайте с вами внимательно рассмотрим ласточку на картинке. Какая она?
Дети: Спинка и крылья, хвостик черного цвета, а грудка – белая.
Воспитатель: Все верно, ребята. А какой хвостик у ласточки?
Дети: Хвостик как будто разрезан на две части.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Все верно, вы внимательные ребята.
Ребята, я предлагаю разукрасить ласточек на бумаге.
Дети разукрашивают розданные воспитателем заготовки ласточек и делают сгибы по пунктирным линиям.
Ласточки закрепляют на картоне голубого цвета. Рассматривают полученную композицию, беседуют, делятся впечатлениями.
Подведение итогов занятия.