Людмила Луканина
НОД по познавательному развитию. «Весенние явления в неживой природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Дать представление о весенних явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений.
Задачи:
• Расширить знания детей об изменениях в неживой природе;
• Воспитывать эстетическое восприятие природы;
• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
• Уметь излагать свои мысли.
Планируемые результаты:
• Иметь представление о природных явлениях;
• Учится формировать выводы на основе наблюдений;
Публикация «НОД по познавательному развитию, „Весенние явления в неживой природе“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Учится грамотно и связно излагать свои мысли, свою точку зрения;
• Слушать и понимать речь других.
Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Радуга», «Гроза», А Куинджи "Ранняя весна", музыкальная запись, запись звуков природы, раздаточный материал.
Интегрирование образовательных областей : развитие речи, ИЗО, музыка.
Ход НОД.
Воспитатель читает стихотворение В. Лукша "Живой барометр"
О чем говорится в стихотворении? о природе, о явлениях природы
Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку.
Сегодня мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром. Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку. Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы. Предлагаю вам превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные сокровища и вернем природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден. Нужно будет решить немало головоломок и задач, ответить на многие вопросы, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь!
IV. Объяснение темы
Нам предстоит отыскать явления природы. Как вы думаете, что означает слово "явление". И что это такое "явление природы"
Явление природы – изменения в состоянии природы.
Что это написано на указателе? Загадка. Но загадка зашифрована.
НЕСГ на полях,
ДЁЛ на реках,
ВГЮЬА гуляет,
Когда это бывает?
Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку.
Мы оказались в царстве зимы. А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе?
Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи?
Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! Удивительные чудеса творит природа.
Демонстрация слайдов с изображением разных снежинок.
• Как вы думаете, зачем нужен снег природе?
(Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу)
А что же происходит на реках?
(В сильные морозы вода замерзает)
Это явление называется ледостав.
Почему же вода замерзает?
Работа с наблюдениями: Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед)
То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед.
Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица)
Дополнение кластера.
А вот еще одно явление природы, которое вы можете наблюдать зимой. Послушайте, что зашифровано в загадке?
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
Итак, мы нашли уже некоторые явления природы. Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждет здесь?
Работа с картинами:
А. Куинджи "Ранняя весна". Какое время года изображено на картинах?
(Весна)
По каким признакам вы это определили?
(Ответы)
• Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы)
Дополняют: ледоход, гроза
Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза.
Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу?
Демонстрация запись и шума грозы.
Что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь)
Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся)
Работа с презентацией:
Презентация о явлениях природы
Весной солнце начинает пригревать землю. Снег тает, превращается в лужи и ручейки. А что происходит с водой, если ее нагревать? (Она испаряется)
То же происходит и в природе. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь. Опыты: 1. «Туча с дождем». Цель: Показать, как образуется туча и дождь. Продемонстрировать круговорот воды в природе Ход опыта : Наливаем в трехлитровую банку горячую воду (примерно 2,5 см.). Положим на противень несколько кубиков льда и поставим его на банку. Воздух внутри банки, поднимается вверх и охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Это очень похоже, если соприкоснуться два оголенных провода. Так возникает молния. А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда. «Туман» Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно.
Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью.
• А что такое роса? (Ответы учащихся)
Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный.
Чем ближе зима, тем меньше росы.
«Радуга»
17. «Радуга в стакане» Цель: показать экспериментальным образом как образуется спектр радуга. Используемый материал: сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов. Ход опыта : В четыре стакана наливается по три столовых ложки воды и красители: в разные стаканы – разные краски. Затем в первый стакан нужно добавить ложку сахара, во второй – две ложки, в третий – три, в четвёртый – четыре. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и тщательно перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В пятом стакане остаётся чистая вода без сахара и красителя. Аккуратно, по лезвию ножа нужно налить в стакан с чистой водой содержимое «цветных» стаканов по мере увеличения «сладкости», то есть, по-научному, насыщенности раствора. И если вы всё сделали правильно, то в стакане окажется маленькая сладкая радуга. Если хочется научных разговоров, можно рассказать ребёнку о разнице в плотности жидкостей, благодаря которой слои не смешиваются.
Задание: прослушайте песню и найдите явления природы.
V. Закрепление темы
• Что нового вы узнали на уроке?
• Какие задания вам понравилось выполнять?
• Что вам было непонятно?