Папки-передвижки

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта

Надежда Баркина
Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта

Слайд № 1

На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по-научному точно, и доступно. Более того, обязательно хвалим за хороший вопрос, за желание узнать. С пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждаем его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах. Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Слайд № 2

Публикация «Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта» размещена в разделах

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Слайд № 3

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, мы решили адаптировать практический материал к условиям нашей группы. Распределили подборку практического материала по теме «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.

Слайд № 4, 5

Разработали перспективный план, конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей и подготовительной к школе групп, обобщили и систематизировали материал по опытнической деятельности.

Слайд № 6

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория". Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Слайд № 7

В детской научной лаборатории определено:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Был сформирован примерный перечень материалов для исследований.

Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Слайд № 8

Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Поэтому я использовала в работе все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)

Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.

Слайд № 9

Занятие-опыт мы начинаем с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта.

Прежде чем приступить к опытной деятельности, мы составляем план предстоящей работы:

1. Выбор объекта исследования.

2. Подбор оборудования.

3. Определение длительности эксперимента (кратковременный или долговременный).

4. Прогноз результата (для чего проводится опыт).

5. Закрепление правил безопасности.

6. Проведение эксперимента.

7. Фиксация результатов на карточках или в альбоме.

8. Анализ результатов (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самым интересным; в чем испытали затруднения).

Слайд № 10

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы : песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и др. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, из какого песка легче слепить, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких песчинок, этим объясняется свойство сухого песка-сыпучесть.

Слайд № 10

Каждую неделю мы посвящаем определенной познавательной теме : «Откуда берутся облака», «Воздух-неведимка», «Как в наш дом приходит электричество», и др.

Чтобы заинтересовать родителей содержательным общением с собственным ребёнком вне стен детского сада, в повседневной жизни, было предложено подготовить сообщения на разные темы.

Слайд № 11

Сейчас у нас в разработке «Копилка опытов», которую составляют родители вместе с детьми под рубрикой «Это интересно». Цель состоит в том, чтобы родители предоставили ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Слайд № 12

Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении центра науки необходимыми материалами, в совместных выставках из природного и бросового материала.

Слайд № 13, 14, 15, 16

Таким образом, экспериментальная деятельность детей, помогла углубить представления детей о неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.

Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.

Слайд № 17

Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни, как считает выдающийся психолог и философ С. Л. Рубинштейн: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Прикреплённые файлы:

avgust-barkina_ai0h5.ppt | 9037 Кб
 
Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой» «Каждый шаг ребёнка должен быть путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» В. Сухомлинский Это мнение выдающегося.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование интегрированных занятий с целью формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста Постановка проблемы. Сегодня актуальна задача поиска эффективных средств формирования познавательных интересов детей предшкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста». Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность.

Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр План саморазвития Тема : «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических.

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Образовательный проект «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование» Пояснительная.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природойРазвитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой Проект. Название: "Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с.

Создание условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта
Опубликовано: 11 октября 2016 в 17:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД