Сусана Джапар
Использование интегрированных занятий с целью формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Постановка проблемы. Сегодня актуальна задача поиска эффективных средств формирования познавательных интересов детей предшкольного возраста. Переход от дошкольного детства к школьному, характеризуется решительным изменением всего образа жизни ребенка. Успех ребенка в учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям во многом зависят от уровня развития познавательных интересов. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие.
Публикация «Использование интегрированных занятий с целью формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель статьи : раскрыть методологические подходы к формированию познавательных интересов старших дошкольников в подготовке к школьному обучению при осуществлении интеграции содержания дошкольного образования.
Формирование познавательного интереса происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоциональной сферы. Этот интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивность.
Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса меняется качество самих знаний, они становятся более полными, яркими, образными. Чем богаче кладовая памяти у дошкольника, тем более развит у него и познавательный интерес, так как условием возникновения последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.
Будучи одним из компонентов структуры готовности ребенка к школе, интерес влияет не только на уровень умственного развития, но и способствует формированию нравственных качеств. В увлекательной деятельности раскрываются положительные черты ребенка. Устойчивый интерес направляет поведение ребенка, регулирует его поступки. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности.
Психологи Л. И. Божович, Л. А. Венгер, З. С. Мухина и другие высказывают мысль о том, что устойчивые познавательные интересы - верный признак умственной готовности ребенка к школьному обучению. Под влиянием этого интереса у ребенка развивается желание учиться, постоянно получать новые знания, стремление к глубокому познанию. Благодаря воспитанным в дошкольные годы познавательным интересам, основанным мотивом учения, становится овладеть знаниями и умениями.
Таким образом, познавательный интерес является сложным психическим образованием, содержащим в своей структуре: мышление, память, внимание, речь, эмоции. Ядром познавательного интереса является мыслительные процессы. Познавательные интересы создают у человека уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.
Ученый Н. Н. Поддьяков отметил, что особое место в развитии познавательного интереса занимает организация поисковой деятельности, протекающей в форме пробующих действий. В процессе практических проб дети преобразуют объекты с целью выявления их скрытых существенных связей. В дошкольном детстве пробующие действия претерпевают существенные изменения и превращаются в достаточно сложные формы поисковой деятельности. Особое развитие в этой деятельности получает анализ результатов практических проб, который позволяет извлекать полезную информацию из неудачных действий и соответственно корректировать последующие. А это помогает дошкольникам самостоятельно обследовать предметы, а затем более точно воспроизводить в рисунке, лепке, аппликации.
Интересы детей выступают особенно активно во время деятельности и в свою очередь влияют на характер деятельности. Все виды деятельности тесно связаны друг с другом, взаимно проникают одна в другую. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Интересный и своеобразный опыт обращения к игре при обучении изобразительной деятельности представлен в работах Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Т. К. Казаковой, Н. Я. Шибановой и др.
Интегрированные занятия – это особым образом организованная элементарная учебная деятельность дошкольников, содержание которой имеет сложную структуру, состоящую из нескольких, прежде разных компонентов (видов художественной деятельности, разделов учебной деятельности и других, характеризующихся однотипностью, определенными отношениями и силой взаимодействия и способствующие формированию целостной картины мира.
Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура прохождения разделов программы, и тем сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в том или другом предмете, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях.
Таким образом, интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка, в то время как одновидовые занятия ориентированы на развитие деятельности.
В связи с этим сегодня воспитатели в практике своей работы активно используют интегрированные занятия с целью формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению.
Вывод. Познавательный интерес один из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник в будущем будет заинтересован. Уровень развития познавательных интересов во многом определяет готовность ребенка к обучению в школе. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. Добиться эффективных результатов в развитии у дошкольников этих психических процессов становится возможным при систематической организации интегрированного обучения детей в ДОУ.
Список литература:
1. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных интересов детей : популярное
пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тимофеева. – Ярославль: Академия
развития, 2007. – 240с.
2. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов дошкольников / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 2008. – 383с.
3. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. - Издательство: Генезис, 2008. – 72с.