Экскурсия в мини-музей «Русская горница» в средней группе

Любовь Нарожная
Экскурсия в мини-музей «Русская горница» в средней группе

Цель: познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, самовар, рубель; обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами; прививать любовь к русским народным традициям; развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, обычаям гостеприимства; воспитывать чувство патриотизма и гордости за историю своего народа.

Ход экскурсии.

1 Ведущий: Здравствуйте, люди добрые!

Милости просим!

2 Ведущий: Пожалуйте, гости дорогие!

Низкий вам поклон!

(кланяются)

1 Ведущий: Веселья вам да радости!

Здравствуйте, детишки,

Девчонки да мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли,

К нам в гости зашли.

Проходите, не стесняйтесь,

По удобнее располагайтесь!

/Дети садятся на лавки/.

2 Ведущий: Собрались мы здесь, чтобы совершить

дело доброе, доброе да нужное.

Мы ребятки долго собирали вещи старинные,

да приборы столовые, да половики домотканые,

которыми еще наши прабабушки

и прадедушки пользовались.

И собрали мы все эти вещи в одном месте,

а место мы назвали: музей русского быта «Русская изба».

1 Ведущий: Раньше в старину жилища строили из бревен,

и такие дома назывались – избами.

В избе жили хозяин, хозяйка с малыми детушками.

Русские люди много трудились,

делали все своими руками.

Строили избы, делали мебель,

изготавливали посуду, шили одежду.

Ребёнок: Изба у нас небольшая, да красивая какая!

На убранство поглядите, да про всё мне расскажите!

Ребёнок: Не красна изба углами, а красна пирогами.

2 Ведущий: Ребята, а вы знаете, что было главным в избе?

Дети: Печка!

2 Ведущий: Правильно, печка. Напротив входа в избу всегда стояла печь.

Ребенок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет,

Детей спать она уложит.

Ребёнок: Русская печка нет её краше.

Матушке печке поклоны наши.

1Ведущий: Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. На печке можно было даже спать. Топили печь дровами и лучшими считались - берёзовые дрова. У хозяйки раньше было очень много дел по дому: надо печь растопить, обед сварить, пряжу прясть, холсты постирать, ребёнка укачать. Раньше еду готовили не в кастрюлях, а вот в таких чугунках.

Ребёнок: Он как круглая кастрюля,

Он чумазый не чистюля,

Где там, в печке уголек

Кашу сварит чугунок.

2 Ведущий: Посмотрите, ребята, какие чугунки.

Они не бьются, выдерживают высокую температуру, потому что

сделаны из металла. В старину в чугунках варили кашу, щи. На Руси говорили: «Щи да каша – еда наша».

1 Ведущий: Чугунок с кашей и щами ставили в печь. А доставали из печи ухватом, чтобы хозяйка не обожгла свои руки.

Ребёнок: Рядом с печкой стоит сват.

Злой да рогатый ухват!

Все из печки он хватает,

Да на стол скорее ставит.

2 Ведущий: На печи ещё стояла разная посуда: крынки, горшки всякой величины. Одним словом, «Бабий кут». Посуду в старину изготавливали из глины и дерева. С помощью топора делали деревянные ложки, а мастера умельцы их расписывали. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. Щи из нее вкуснее, да каша добрее. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша.

1 Ведущий: Стол – одна из основных частей избы. Его делали

большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья, сидя на деревянных

лавках. В каждой избе на столе стоял большой самовар.

Экскурсия в мини-музей «Русская горница» в средней группе

Ребёнок:

Стоит толстячок, блестит бочек,

Шипит, кипит, всем чай пить велит.

1 Ведущий: Вся крестьянская семья собиралась за столом, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами, бубликами и баранками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

2 Ведущий: Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду,

русский народ прял пряжу.

Ребёнок: Что за барыня такая? В гребень шерсть она берёт?

Тонкой ниточкой пушистой – пряжу отдаёт?

2 Ведущий: Прялка помогала сучить нить, а на гребнях чесали пряжу.

Долгими зимними вечерами девушки и женщины пряли пряжу, из которой

потом вязали носки, варежки, кофты. А еще вышивали, шили русские сарафаны. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству - все делалось своими руками (шитье, вышивка).

1 Ведущий: То назад, то вперед, ходит – бродит пароход.

Остановишь – горе! Продырявит море.

1 Ведущий: Давайте посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье!

Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (показать рубель)

Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал.

2 Ведущий: В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, пели русские народные песни, водили хороводы, рассказывали сказки, играли в разные игры. Такие вечера назывались посиделками. И сейчас давайте, ребята, поиграем в русскую народную игру с лентой.

Русская народная игра с лентой.

Вышел Никита погулять.

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать.

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик наклоняется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая»

1 Ведущий: Так вот и жили, не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Белье в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали, спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно.

2 Ведущий: Русские традиции, храня,

Мы память чтим, и свято бережем,

Все, что досталось от далеких предков,

Мы в маленьком музее соберем!

1 Ведущий: Живы традиции на Руси,

Какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать,

Традиции России, нам надо соблюдать!

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» " Русская изба" Цели и задачи музея. Осуществлять комплексный подход к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников. Способствовать.

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром «Экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская старина»Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром «Экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская старина» Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром «Экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская старина» 2 младшая группа Подготовила воспитатель:.

Проект Мини-музей «Русская березка»Проект Мини-музей «Русская березка» Здравствуйте уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию наш мини-музей посвященный Русской березе и изделиям из бересты. Модель березки.

Мини-музей «Русская горница»Мини-музей «Русская горница» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мини - музей "Русская горница". Целью создания мини-музея "Русская горница" являлось, желание.

Мини-музей «Русская матрешка»Мини-музей «Русская матрешка» Мини - музей "Русская матрешка"Воспитатель: Дмитриева Елена Викторовна Сегодня я хочу рассказать и показать наш небольшой мини-музей "Русская.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Экскурсия в мини-музей «Русская горница» в средней группе
Опубликовано: 19 августа 2018 в 21:46
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление приемной в осенней тематике
Оформление приемной в осенней тематике. Лето прошло, а за ним пришла золотая осень. Осень это буйство красок, и время для творчества! Вашему вниманию...
Отчёт по самообразованию «Развитие речевых навыков у детей 1,5–3 лет»
Тема: «Развитие речевых навыков у детей 1, 5-3 лет» Воспитатели: Иванова С. Б; Смолянинова Е. В. Дата: 15. 05. 2018г В деле воспитания процессу...
Портрет в миниатюре «Мамочка моя». Мастер-класс
Портрет в миниатюре «Мамочка моя». Мастер-класс. Цель: вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы ко Дню Матери. Материал для выполнения...
Консультации для родителей «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А...
Фотоотчет «Экскурсия в осенний парк!»
Осень, осень наступила Листья в небе закружила, А у нас во дворе листья разные. Золотые, красные, Желтые, зеленые, Солнцем опаленные, Листья падают,...