Елена Саркисова
Экскурсия в зимний парк
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания детей о зимних явлениях, о жизни птиц и растений парковой зоны зимой.
Программное содержание:
1. Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце светит, но не греет, везде лежит снег, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, «спят»).
2. Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи в природе.
Публикация «Экскурсия в зимний парк» размещена в разделах
3. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря.
4. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам.
5. Воспитывать эстетическое видение зимней природы, стремление беречь ее.
Оборудование: Деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка для раскапывания снега, корм для птиц.
Ход
I. Вводная беседа
Воспитатель: Как греет солнышко? Морозно или нет? Есть ли ветер? Идет ли снег? Сильный или нет?
Воспитатель: Всюду иней серебрится,
Ветка каждая блестит.
Скачет, прыгает синица
И на месте не сидит:
Как бы перья синие
Не покрылись инеем.
(Э. Чуличева)
II. Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь, детям приходит письмо их жаркой Африки, где африканские дети пишут, что они узнали, что у нас бывает зима, и хотят чтобы мы рассказали им о ней и прислали им письмо с детскими рассказами и рисунками о зиме.
Воспитатель: Дети, чтобы наше письмо было понятно детишкам их Африки, я предлагаю вам отправится на экскурсию в зимний парк. Мы сможем понаблюдать зимнюю природу, сфотографировать ее, составить рассказы о зиме, а потом отправить весь материал в далекую жаркую Африку детям, которые никогда не видели холодного белого снега.
III. Ход экскурсии
1. По дороге в парк обращается внимание детей на состояние природы (холодно, морозно). Какое небо? (Серое, хмурое). Как светит солнце? (Солнце светит, но не греет).
Воспитатель напоминает правила поведения в парке. Люди, приходящие в парк,- гости. Они должны вести себя скромно, не нарушать жизнь его хозяев. Войдя в парк, произносит вместе с детьми:
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
2. Коллективное наблюдение в парке.
Воспитатель предлагает пройти по парку, посмотреть на деревья, послушать звуки.
3. Наблюдение за птицами. Дети наблюдают за птицами, узнают их по внешнему виду. Их стало меньше. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом и осенью? Кормят птиц. (Семена подсолнечника, тыквы, крошки белого хлеба, развешиваем на тонкие ветки кусочки сала для синичек.)
Воспитатель: Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок) Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась; в каком направлении; делала ли остановки.)
4. Подвижные игры «Найди по следу», «След в след» - упражнять в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движений.
5. Рассматривание деревьев. Воспитатель обращает внимание детей на деревья. Они рассматривают кору, семена, ветки, почки. Вспоминают названия деревьев.
Каждому ребенку предлагается выбрать дерево, подойти к нему, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова.
6. Подвижная игра «К названному дереву беги». Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и по сигналу «Раз-два-три-беги» перебегать к нему.
7. Дидактическая игра «Найди дерево по семенам». Воспитатель показывает детям семена и плоды деревьев, которые сохранились зимой (липы, клена, рябины) и предлагает подойти к тому дереву, семена и плоды которого показаны.
8. Живая картинка «Если бы я был деревом…». Подняв руки вверх, они замирают на несколько секунд, воображая, что корнями вросли в землю. Затем обсуждают с воспитателем, что они испытывали, будучи деревьями.
9. Исследовательская деятельность
С помощью рейки-мерки замеряется глубина снега. Снег стал глубоким. Он спасает растения, корни деревьев от мороза. Деревья стоят голые, им зимой не хватает света и тепла, но они не погибли, они спят до весны. Дети отыскивают места, где под снегом есть зеленая травка, раскапывают снег, рассматривают, обсуждают, почему она могла остаться такой (снег спасает траву от мороза, и снова укрывают ее снегом. Обращается внимание детей, что нет насекомых, они спрятались в почве, опавших листьях, коре деревьев.
10. Игра «Снежки»
Воспитатель: Послушайте стихотворение А. Барто «Снег» и покажите своими движениями, как снег летит и кружится.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок.
IV. Итог экскурсии
Воспитатель: Вот, ребята, мы и провели экскурсию в зимний парк. Все то, что мы наблюдали во время экскурсии я сняла на фотоаппарат. Свои наблюдения вы также можете потом зарисовать на листах. А потом ваши рассказы, рисунки и фотографии мы отошлем детям в Африку, чтобы они смогли лучше познакомиться с нашей зимней природой.