МААМ-картинки

Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме: «Свойства воздуха» с использованием ЭОР.

Анна Ширкова
Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме: «Свойства воздуха» с использованием ЭОР.
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме "Свойства воздуха" с использованием ЭОР.

Цель: экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Публикация «Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме: „Свойства воздуха“ с использованием ЭОР,» размещена в разделах

• развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

• развивают системное мышление.

Задачи:

• закрепить знания детей о свойствах воздуха :

• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;

• развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;

• воспитывать экологическую культуру;

• воспитывать аккуратность при работе.

Дети уже знакомы с исследовательским методом, его этапами: подумать самостоятельно; спросить у другого человека; посмотреть в книгах; посмотреть в Интернете; понаблюдать; провести эксперимент. Так же знакомы с методом записи результатов исследования - пиктограммы. Последовательность экспериментальной деятельности соблюдена. Была выбрана тема исследования.

Использование ЭОР :

Для дополнительной мотивации выбора темы использовался показ презентации «Воздух». Дети заинтересовались проблемой чистоты воздуха и его свойствами.

Этапы исследования – подумать самостоятельно; спросить у другого человека; посмотреть в книгах; посмотреть в Интернете были пройдены. Далее более детально приведена часть экспериментальной деятельность старших дошкольников "Свойства воздуха" – наблюдение и эксперимент.

Ход экспериментальной деятельности

1. «Воздух существует

Воспитатель: Сомните лист бумаги и затолкайте его в пластмассовый стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.

Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Вывод: Воздух существует!

2. «Воздух – невидимка»

Воспитатель: Ребята, положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

Предложить детям ладошками зажать рот и нос, посчитать вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде : и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).

3. «Воздух не имеет вкуса»

Предложите детям вдохнуть ртом воздух. Вы чувствуете вкус воздуха?

Вывод: Воздух – безвкусный.

4. «Воздух не имеет запаха»

Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, которые распространяются по помещению.

Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

5. «Мы дышим воздухом»

Воспитатель: Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, и выдохните воздух через соломинку в воду. В стакане появятся пузырьки воздуха. Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Вывод: Мы дышим воздухом.

6. «Весёлые пузырьки»

Воспитатель: Возьмите пустую пластиковую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные пузырьки.

Вывод: Бутылка не пустая – в ней воздух. Воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды.

7. «Дрессированные изюминки»

Воспитатель: Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!».

И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

В начале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

8. «Поймаем воздух»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты и помогите им захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Пакеты становятся похожи на подушечки.

Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.

9. «Есть ли вес у воздуха

Воспитатель: У меня есть весы на которых мы сможем взвесить воздух (проделать три отверстия в линейке (длинной не менее 30 см) два по краям и одно точно в центре. Привязать один конец шнура к центральному отверстию, а другой, например, к спинке стула).

Надуем большой воздушный шар и привяжите его к одному из отверстий на конце линейки. Ко второму отверстию привяжите баночку или коробочку. Поместим в баночку немножко песка или риса, чтобы уравновесить воздушный шар. Позволим воздуху понемногу выходить из шарика (приклеим к шарику кусочек скотча и проткнём его иголкой). Равновесие нарушается, баночка с грузом опускается вниз.

Вывод: Когда воздух выходит из шарика, шарик становится легче. Следовательно – воздух имеет вес.

10. «Живая змейка»

Воспитатель: Рассмотрите змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). Посмотрите, как вращается змейка над горящей свечой. Змейка вращается, но не опускается вниз. Проведём рукой над пламенем, чтобы определить, что воздух над свечой теплее.

Вывод: Тёплый воздух, поднимаясь вверх, не даёт змейке опускаться. Воздух движется и заставляет вращаться бумажную спиральку.

11. «Воздух движется»

Воспитатель: Давайте сделаем веер из бумаги и помашем веером около лица. Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и мы ощущаем лёгкий ветерок.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

12. «Сжатая и ровная бутылочка»

Воспитатель: Возьмём пустую пластиковую бутылочку и плотно её закроем крышкой. Бутылка имеет ровную форму. Положим бутылочку в морозильник и достанем через 30 минут. Бутылка изменила форму, она сжалась.

Вывод: Холодный воздух сжимается.

13. «Можно ли сжать воздух»

Воспитатель: Возьмём шприц без иглы и наберите в него воздух. Закроем пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Сначала поршню будет трудно двигаться, а потом он и вовсе остановится. А палец, закрывающий отверстие, будет испытывать на себе сильное давление.

Теперь, продолжая закрывать отверстие, отпустим поршень, он вернётся в первоначальное положение.

Вывод: Воздух можно сжимать,– поршень это и делает. При сжатии усиливается давление воздуха и на палец, и на поршень. Но сжатый воздух стремиться расшириться, то есть вернуться в первоначальное положение.

14. «Воздух давит на воду»

Воспитатель: Возьмём шприц без иглы наберите в него немного воздуха, а затем сделайте забор воды.

Надавим на поршень (не забудьте подставить ёмкость). Поршень начинает давить на воздух, который в свою очередь оказывает давление на воду в шприце и вода вытекает из шприца.

Вывод: Воздух стремиться сохранить своё первоначальное положение, поэтому вытесняет воду из шприца.

15. «Реактивный шарик»

Воспитатель: Надуем воздушные шары и отпустить их. Обратите внимание на траекторию и длительность полета шариков. Помочь детям сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть.

Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Вывод: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.

16.«Свеча в стакане»

Воспитатель: Как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделаем следующее: зажгите свечу, накроем ее банкой и понаблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет.

Подведём детей к выводу о том, что для горения нужен кислород.

Вывод: Когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Дети: Воздух, он объект особый,

Его руками не потрогать.

Чтоб его увидеть глазом

В трубочки подули разом.

Потом на радость детворы

Надували мы шары.

Всю эту так сказать работу

Назвали умным словом «опыт».

Все полученные сведения проанализировали и обобщили. Помочь юным исследователям, обобщить полученные данные. Для детей это сложная задача. Но вместе с тем следует понимать, что на данном материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребёнка.

После обобщения информации два добровольца-исследователя по очереди дополняя друг друга, сделали доклад.

По итогам защиты поощрить не только докладчиков, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Материал:

Презентация «Воздух».

Папка юного исследователя.

Детские энциклопедии. .

Ноутбук.

Пластиковая бутылка, пластмассовые стаканчики, салфетки бумажные, соломинки для коктейля, газированная вода, изюминки, крупа, полиэтиленовые пакеты,мыльные пузыри, самодельные весы, шприц (без иглы, стеклянная банка с плотной крышкой,

воздушные шары, таз с водой, иголка (используется исключительно в присутствии взрослого,свеча (используется исключительно в присутствии взрослого).

Маленькие листочки бумаги, цветные карандаши.

Шапочка учёного, мантия – накидка.

Публикации по теме:

«Выполнение дипломных проектов с учащимися Детской школы искусств. Бисероплетение»«Выполнение дипломных проектов с учащимися Детской школы искусств. Бисероплетение» Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя. Проектирование как метод познания должно.

Проект учащихся начальной школы «Чай и его полезные свойства» Проект: «Чай и его полезные свойства» Возраст детей: 3 и 4 класс Срок проекта: 5 месяцев. Тип проекта: исследовательский Проблема: что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме: «Свойства воздуха» с использованием ЭОР.
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 03:07
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме: «Свойства воздуха» с использованием ЭОР.» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ширкова (УИ 183502) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД