МААМ-картинки

Экспериментальная деятельность в ДОУ. Познавательно-исследовательская деятельность в мини-лабораториях детского сада (10 фото)

Галина Жадан
Экспериментальная деятельность в ДОУ. Познавательно-исследовательская деятельность в мини-лабораториях детского сада

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Работа ДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Публикация «Экспериментальная деятельность в ДОУ, Познавательно-исследовательская деятельность в мини-лабораториях детского сада» размещена в разделах

При выборе темы учитывались способности и потребности каждого участника проекта. Первым и важным условием являлось: присутствие интереса и позитивное отношение педагогов, воспитанников, родителей, членов экспертного совета.

1. Наименование проекта

Познавательно -исследовательская деятельность в мини- лаборатории «Хочу все знать».

Руководитель проекта: заместитель заведующей по ВМР Жадан Галина Петровна

Творческая группа: воспитатели старших возрастных групп.

2. Цели, задачи, актуальность разрабатываемого проекта:

Цель эксперимента :

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Задачи экспериментальной деятельности :

Построить модель познавательно- исследовательской деятельности в мини- лабораториях групп детского сада, через интеграцию опытно- экспериментальной деятельности и ТРИЗ технологии решения изобретательских задач.

1. Активизировать интерес детей к окружающему миру.

2. Систематизировать знания детей о явлениях природы:

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

3. Развивать у детей умственные способности:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа; - обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; - активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации.

4. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Актуальность разрабатываемого проекта:

Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Литературный обзор состояния вопроса. История темы педагогического опыта в педагогике.

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы. Поэтому важная цель в дошкольном возрасте - это развитие у дошкольников основных ключевых компетенции, способности к исследовательскому типу мышления формированию начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой., Г. П. Тугушевой., А. Е. Чистяковой., Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой.

История изучения темы экспериментирование в образовательном учреждении.

Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами развития познавательных способностей детей. Но в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.

Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьева, Н. А. Рыжова., Тугушевой., А. Е. Чистяковой., Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой.

Разработан план мероприятий с педагогами и детьми по внедрению познавательно- исследовательской деятельности в мини- лабораториях детского сада БДОУ МО Динской район «Детский сад №59».

Новизна

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования в комплексе с ТРИЗ технологией решения изобретательских задач. И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.

Технологичность

Данные разработки могут использоваться педагогами детских садов для работы с дошкольниками. Данный эксперимент разработан опираясь на исследования ведущих специалистов в данной области.

3. Методы и приемы организации познавательно- исследовательской деятельности :

• эвристические беседы;

• постановка и решение вопросов проблемного характера;

• наблюдения;

• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

• опыты;

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

• подражание голосам и звукам природы;

• использование художественного слова;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• трудовые поручения, действия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

Организационное и нормативно-правовое направление проекта

п/п содержание сроки ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Июль

2013г. Заместитель заведующей по ВМР Жадан Г. П.

2 Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта Август

2013г. Заместитель заведующей по ВМР Жадан Г. П.

3 Подбор основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории Сентябрь

(1-3 недели)

2013г. Воспитатели:

II этап. Внедренческий

1 Распределение и закрепление детей за каждой подгруппой Сентябрь

(4 неделя) Воспитатели:

2 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Октябрь

2013г.

-

Май 2013г. Воспитатели:

III этап. Обобщающий

1 Определить эффективность проделанной работы Май 2013г. Ответственный за методическую работу

2 Осуществить анализ полученных результатов Июнь 2013г. Воспитатели:

3 Обобщение результатов инновационной деятельности Июнь 2013г. Заведующая Лисицкая Л. И.

Заместитель заведующей по ВМР Жадан Г. П.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2. Улучшение качества работы каждого педагога.

3. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

5. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Экспериментальная деятельность в ДОУ. Познавательно-исследовательская деятельность в мини-лабораториях детского сада
Первым и важным условием являлось присутствие интереса и позитивное отношение педагогов воспитанников родителей членов экспертного совета Наименование проекта Познавательно исследовательская деятельность в мини лаборатории Хочу все знать Руководитель проекта заместитель заведующей по ВМР Жадан Галина Петровна Творческая группа воспитатели старших возрастных групп Цели задачи актуальность разрабатываемого проекта Цель эксперимента Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции способность к Исследовательская деятельность исследовательскому типу мышления Способствовать развитию у детей познавательной активности любознательности стремления к самостоятельному познанию и мышлению Задачи экспериментальной деятельности Построить модель познавательно Активизировать интерес детей к окружающему миру Развитие у детей умений пользоваться приборами помощниками при проведении игр экспериментов
Публикации по теме:

Добро пожаловать в наш «Огород на окне!» Оформление детского садаДобро пожаловать в наш «Огород на окне!» Оформление детского сада Люди,научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Картотека опытов Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в ДОУ. Познавательно-исследовательская деятельность в мини-лабораториях детского сада
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 10:53
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД