МААМ-картинки

Экспериментальная исследовательская работа для детей 6–7 лет «Самолет построим сами»

Калинина Ольга Викторовна
Экспериментальная исследовательская работа для детей 6–7 лет «Самолет построим сами»

Экспериментальная исследовательская работа

«Самолет построим сами…»

Авторы:

группа детей 6-7 лет

Руководитель:

воспитатель МБДОУ

Калинина Ольга Викторовна

Актуальность

Публикация «Экспериментальная исследовательская работа для детей 6–7 лет „Самолет построим сами“» размещена в разделах

Проводя время с детьми на прогулке, дети не раз наблюдали за летящим в небе самолетом или вертолетом. И это событие всегда вызывало у них восторженные крики и улыбки. Они махали руками пролетающему вертолету, приветствовали пилота, проговаривали слова детской считалки. Некоторые дети подходили с вопросами о том, как самолет или вертолет смог подняться в небо.

Чтобы дать детям правильный ответ, обоснованный с научной точки зрения. Я и сама заинтересовалась этим вопросом. Вместе с детьми мы решили провести исследовательский проект и как можно больше узнать о летательных аппаратах вообще, их истории создания, названии, их устройстве.

Цель:

Познакомить ребенка с историей появления и усовершенствования летательных аппаратов, пробудить интерес к познавательной и творческой деятельности.

Задачи:

- выяснить как человек стремился к полету, какие летательные аппараты создавались для того, чтобы покорить небо;

- изучить энциклопедию по данной теме;

- познакомить с разнообразием материалов, используемых в древности для изготовления летательных аппаратов;

- познакомить с профессиями людей связанных с воздухоплаванием;

- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности;

- учить с помощью взрослого, а затем самостоятельно добывать нужную информацию;

- развивать экспериментальную деятельность детей;

- способствовать развитию совместной творческой деятельности детей, дать возможность раскрытию конструктивных способностей;

- развивать устойчивый интерес к познавательной деятельности, научным открытиям ученых и исследователей;

- формировать уважение к труду людей имеющих отношение к авиации.

Гипотеза

Подробное знакомство с историей появления первых летательных аппаратов, их строением, усовершенствованием, знакомство с великими учеными, конструкторами, летчиками-испытателями, их трудами и подвигами, поможет ребенку понять ценность научных открытий для жизни человека. Совместная познавательная деятельность взрослого и детей будет способствовать мотивированию у детей интереса к самостоятельной исследовательской, экспериментальной деятельности, развитию кругозора, творческих и конструкторских способностей.

Участники исследовательской работы

Воспитатель, дети 6 -7 лет

Период проведения исследования

Январь-февраль 2018 г.

Методы исследовательской работы:

- беседа;

- наблюдение;

- сравнение;

- изучение, обобщение;

- анализ, синтез;

- эксперимент;

- исторический метод;

- логический метод;

- моделирование;

- самостоятельная творческая деятельность;

- рефлексия.

1. Подготовка к исследованию

Выбор темы исследования был обусловлен заинтересованностью детей самолетами, когда видели в небе во время прогулки, дети часто задавали вопросы: «Как они могут летать так высоко в небе, какими они были раньше, кто смог сконструировать и запустить первый самолет». Мы решили провести проект по этой теме и назвали его- «Самолет построим сами…»

Поставив цель и задачи проекта, мы определили методы работы над ним.

- вместе с детьми обсудили вопросы по данной теме: где можно найти информацию о самолетах, и какие еще летательные аппараты существуют и существовали раньше, кто придумал самолет и смог поднять его в небо

(нашли иллюстрации летательных аппаратов в детской энциклопедии, в Интернете);

- подготовили художественную и познавательную литературу, материал для экспериментирования (бумагу, целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, свечи для торта, резиновые воздушные шары, макет самолета, игрушечный вертолет);

2. Проведение исследования

2.1. Работа с источниками информации

Для того чтобы найти необходимую информацию об истории возникновения первых летательных аппаратов, я обратилась к энциклопедиям, к информации в Интернете. Благодаря этому узнала, что самыми первыми летательными аппаратами для человека служили воздушные шары, планеры, дирижабли.

2.2. Беседа: «Что мы знаем о летательных аппаратах»

Чтобы выявить знания детей о том, какие летательные аппараты им знакомы, мы побеседовали с детьми на данную тему. Дети рассказали обо всех летательных аппаратах, какие они знают, поделились своими впечатлениями о знакомстве с ними. Кто-то видел в небе пролетающий самолет или вертолет, у кого-то родители летали на самолете, у кого- то из детей была возможность непосредственного знакомства с самолетом. В продолжении темы нашей беседы я рассказала им легенду об Икаре.

2.3 «Рассказ воспитателя об Икаре»

После прочтения мифа об Икаре, дети узнали, что люди многие тысячелетия пытались научиться летать подобно птицам. Икар погиб, но мечта о полете толкала людей на новые эксперименты.

2.4. Просмотр фото-презентации «Летательные аппараты» Все самолеты вместе называются авиацией.

Рассказ о древнегреческом мифе, о Дедале и Икаре заинтересовал детей, они задавали вопросы о том, кому все-таки удалось покорить небо, взлететь и благополучно приземлиться? Я подготовила фото-презентацию, для более наглядного представления детей о летательных аппаратах, какие они были, как назывались, кто был изобретателем и испытателем.

Дети с интересом рассматривали изображения и исторические фотографии первых летательных аппаратов, которые, были совсем не похожи на современные самолеты.

Оказывается, первооткрывателями в истории воздухоплавания были еще люди, жившие, во времена до нашей эры.

После просмотра презентации о летательных аппаратах мы с детьми актуализировали информацию, полученную детьми, я задала детям несколько вопросов:

- какие летательные аппараты были первыми в истории воздухоплавания;

- из каких материалов были сделаны первые летательные аппараты;

- изобретатели, каких стран были заинтересованы в создании летательных аппаратов;

- как называются части у воздушного шара, дирижабля, самолета, вертолета;

- для каких целей были изобретены летательные аппараты.

Во время просмотра слайдов дети заинтересовались изобретенными летательными аппаратами, задавали множество вопросов о том, как различным летательным аппаратам удается совершать полеты и благополучно приземляться на землю. Для удовлетворения любопытства, предложила детям проделать несколько опытов и экспериментов.

2.5. «Изготовление парашюта и его испытания»

Вслед за покорителями неба мы с детьми решили сконструировать парашют и испытать его. Я предложила детям два способа: из полиэтилена, из бумаги.

Раздала детям необходимые материалы, и мы приступили и изготовлению парашюта из полиэтилена. Для этого нам понадобились:

- полиэтиленовый пакет;

- нитки;

- скотч;

- грузик

Мы сложили пакет в несколько раз, как для вырезания снежинки, получили круг, прикрепили к нему 6 ниток (строп, закрепили их при помощи скотча и прикрепили грузик. Наш парашют готов к испытаниям.

Для изготовления модели парашюта из бумаги нам потребовались:

- лист бумаги;

- катушечная нить;

- булавка, иголка;

- груз.

Изготовление модели парашюта: каждому из детей раздала лист цветной бумаги. Мы сложили бумагу, и получился ровный квадрат, затем, согнули лист по диагонали с той и другой стороны.

Каждый из углов листа сгибайте ровно до середины, так чтобы они соприкасались все в центральной точке.

Теперь немного раскройте стороны парашюта и проделайте в верхнем сгибе каждой стороны отверстия для крепления строп (нитей). Можно воспользоваться булавкой или толстой иголкой с ниткой. Нитку следует надежно завязать в каждой вершине парашюта, затем обрезать лишние края нити и, расправив стропы, завязать их узлом ровно посередине (длина строп составляет около 20 см.) Привязать игрушку-парашютиста.

Теперь можно приступать к испытаниям парашютов.

Дети по очереди становились на высокий стул, держали за верхнюю часть - купол, отпускали купол парашюта. Затем все были поглощены тем, как парашюты медленно опускаются вниз. Парашют из полиэтилена удобней было подбрасывать грузиком вверх. Дети наблюдали, как грузик переворачивал купол парашюта и он начал опускаться вниз значительно медленней. Все дети, остались, очень довольны испытаниями парашютов, сделанных собственными руками.

Во время экспериментирования дети наблюдали и делали выводы о том, что парашюты опускались вниз медленно, их падение задерживал воздух под куполом парашюта, замедляющий их движение, обеспечивающий парашютисту мягкую посадку. (фото № 3,4,5)

2.6. Дидактическая игра: «Найди сходства и отличия»

Рассматривая с детьми множество иллюстраций о транспортных средствах, я хотела донести до ребят, тот факт, почему не все машины могут совершать полет.

Предложила детям игру, где они должны были назвать основные части самолета и автомобиля, назвать их сходства и отличия. Детям без труда удалось определить сходства и отличия. Тогда я предложила им высказать свое предположение, почему самолет летает, а автомобиль этого делать не может. Ребята предположили, что это благодаря крыльям самолет может взлететь.

2.7. Конструирование бумажных самолетиков, их испытательный полет»

Чтобы подтвердить предположения детей предложила им сконструировать самолет из листа бумаги и испытать его в действии.

Для того чтобы сделать самолетик из бумаги, я раздала детям прямоугольные бумажные листы и мы приступили к конструированию.

Сначала мы сложили прямоугольный лист бумаги пополам по большей стороне. Затем отвернули получившийся угол вниз. Загнули углы образовавшегося прямоугольника к середине таким образом, чтобы выглядывал небольшой треугольник посередине листа. Отгибаем маленький треугольник кверху - он будет фиксировать крылья будущего самолета. Сложили фигуру по оси симметрии, учитывая, что маленький треугольник должен остаться снаружи.

Загибаем крылья с обоих боков к основе и выставляем под углом 90 градусов оба крыла самолета.

Самолетик готов к полетам.

Дети с удовольствием конструировали модель своего собственного самолета, украшали его, писали свои имена, а его испытания в полете вызвали у них восторг и положительные эмоции. Во время наблюдений за полетами самолетиков я задавала им вопросы о том, что помогает самолетам планировать, лететь. Дети делали выводы, что это крылья помогают самолету взмыть в воздух.

Дети узнали о том, что у определенной группы летательных аппаратов есть свои приспособления, для полетов (крылья у самолета, купол у парашюта, винт у вертолета, я познакомила детей с таким понятием как - «подъемная сила».

Летательные аппараты тяжелее воздуха разделяются на несколько главных видов. Летательные аппараты, которые используют подъемную силу крыла (например, самолеты).

Если мы посмотрим на крыло самолета внимательно, то увидим, что нижняя поверхность у него плоская, а верхняя - выпуклая. Когда самолет крылом разрезает воздух, то поток воздуха, который идет снизу получается медленнее потока, который огибает выпуклость крыла сверху.

2.8. Экспериментирование: «Подъемная сила крыла самолета»

Чтобы увидеть, как быстрое движение воздуха над крыльями позволяет самолету взлететь, я предложила детям проделать простой опыт с использованием тонкого листа бумаги размером 15на 5 см. Дала детям в руки тетрадные листы бумаги, попросила поднести их к губам и дунуть на верхнюю поверхность листа. По мере того, как дети посылали потоки воздуха на верхнюю сторону листа, он поднимался вверх.

Дети опытным путем смогли убедиться в том, как влияет воздушная струя на подъемную силу крыла.

Есть летательные аппараты, подъемная сила которых создается при помощи несущего винта, это вертолеты.

Вращающиеся лопасти винта создают подъемную силу из-за того, что они повернуты под углом (углом атаки) к горизонтальной плоскости. Они как - бы "ввинчиваются" в воздух, подобно тому, как винт корабля загребает воду.

Есть летательные аппараты с реактивным двигателем.

Они двигаются в результате того, что струя газа или жидкости, вырываясь из сопла, создает реактивную силу, направленную в противоположном струе направлении.

2.10. Экспериментирование с воздушным шариком «Реактивная сила»

Я предложила детям создать простейшую модель летательного аппарата с реактивным двигателем. Такой летательный аппарат можно сделать из воздушного шарика, достаточно просто надуть его, а потом отпустить.

Дети с восторгом проделывали этот опыт снова и снова.

Я задала вопрос: «Отчего же воздушные шарики взлетают в воздух?» Все единогласно решили, что это струя воздуха, которым мы надули шарик, поднимает шар вверх. Я согласилась с выводом детей и рассказала, что струя воздуха, вырываясь из "горлышка шарика", создает реактивную силу и заставит шарик летать по комнате. В самолетах установлены реактивные двигатели, в которых мощная воздушная струя направлена в противоположную сторону движения, таким образом, самолет способен лететь.

2.11. Чтение художественной литературы о летчиках

В группу я принесла книги на военную тематику. Вместе с детьми мы рассматривали иллюстрации в художественных книгах, дети задавали вопросы о том, кто изображен на одной из книг. Это была книга о летчике-испытателе Валерии Чкалове. Я предложила детям прочитать рассказ о летчике испытателе Валерии Чкалове. Дети внимательно слушали рассказ о его биографии, о том, как он стал летчиком-испытателем, какая это ответственная и опасная профессия. Из этого рассказа дети узнали о характере советского летчика, его отваге и смелости, о его последнем полете, о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Рассматривали с детьми иллюстрации художников о войне, нелегкой жизни солдата на войне, слушали рассказы о героических подвигах летчиков во времена войны. Дети узнали о подвиге капитана Николая Гастелло, Алексея Маресьева, о трижды героях летчиках Иван Кожедуб, Александр Покрышкин и других летчиках героях Великой Отечественной войны.

2.12. Экскурсия в музей боевой славы

Рассказы о летчиках военных лет, совершивших подвиг во имя великой победы над фашизмом никого не оставили равнодушным, и я предложила детям посетить музей боевой славы и узнать как можно больше о героях войны.

В музее дети наблюдали предметы военной амуниции, оружие, ордена и медали героев военных лет, увидели военную форму солдат Великой отечественной войны, пробитую каску осколком гранаты. Внимательно слушали рассказ экскурсовода, задавали вопросы, увидели фотографии солдат, не вернувшихся с войны, наших земляков и жителей поселка. Узнали о войнах –интернационалистах, совсем еще молодых парнях, погибших в Афганистане и Чечне. Экскурсовод рассказала детям о памятнике войнам-интернационалистам, где высечены имена героев, погибших при исполнении интернационального долга.

2.13. Самостоятельная игровая деятельность детей

Дети с восхищением делились с родителями о посещении памятника и музея боевой славы. Это послужило поводом к организации подвижных и сюжетно-ролевых игр на военную тему. В строительных играх дети были конструкторами самолета и сооружали различные модели самолетов из напольного строительного материала, затем обыгрывали их. Брали на себя роль летчиков-испытателей, радистов, солдат пехотинцев и артиллеристов. Девочки исполняли роль сестер милосердья, которые оказывали раненым солдатам медицинскую помощь, перевязывали и лечили их.

Для развития внимания, мышления и воображения у детей я использовала словесные и дидактические игры: «Сложи картинку», «Кто что делает?», «Так бывает или нет?», «Найди отличия», «Угадай по описанию».

2.14. Конструирование поделки из бумаги самолет

В преддверии праздника «Дня защитника Отечества» мы с детьми готовили подарки папам и дедушкам. Я предложила детям смастерить и подарить к празднику самолет, сделанный из цветного картона. Дети обводили по контуру основные детали самолета: фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, склеивали две части заготовки, украшали крылья звездами, а затем собирали конструкцию самолета воедино. На празднике к дню Защитника Отечества дети вручили самолеты своим папам

В заключении все участники проекта дети и воспитатель поделились впечатлениями о проделанной работе с родителями. Я заметила, что дети охотно включался в разные виды деятельности, им интересно рассматривать энциклопедии, проводить эксперименты как в детском саду, так и дома с родителями. Приходя в детский сад, ребята с радостью спешили сообщить мне какие-нибудь новые факты о летательных аппаратах, добытые вместе с родителями; задать интересующие вопросы, а если что-то не получалось, например нарисовать воздушный шар, вертолет, обращались за помощью к воспитателю.

Заключение:

1. В ходе проделанной работы дети узнали интересные подробности об истории изобретения летательных аппаратов, после чего у детей возникали новые вопросы, которые приходилось подтверждать экспериментальным путем.

2. В процессе работы над проектом дети прикладывал свои усилия: искали информацию в энциклопедиях, задавали вопросы, экспериментировали, конструировали, что способствовало развитию познавательных интересов, навыков исследовательской и творческой деятельности.

3. После посещения музея, чтения художественных произведений о летательных аппаратах, летчиках военных лет у детей расширились представления о использовании летательных аппаратах в различных целях на благо человека, узнали о героях ВОВ, профессиях, связанных с авиацией.

4. Работая над созданием своей модели самолета, дети проявили себя в роли конструкторов, развивая свои творческие способности.

5. В результате проделанной работы замечено, что дети стали чаще интересоваться книгами об авиации, военной техники, задавать вопросы воспитателю, обмениваться впечатлениями с родителями и другими детьми.

6. Проект помог воспитанию у детей патриотических чувств к Родине, уважение к труду людей причастных к авиации, летчикам - испытателям, героям войны.

Список литературы

1. «Мир изобретений» интерактивная энциклопедия, М. «Махаон» 2011, пер. с английского А. В. Тихонов;

2. «Новая детская энциклопедия», пер. с английского С. В. Морозова, М. : Издательство «Росмен - пресс», 2004;

3. «Сегодня праздник» А. Митяев, М. «Детская литература» 1988;

4. «Валерий Чкалов» М. Л. Галлай, Издательство «Малыш» Москва, 1981;

5. «Помощь идет» Б. Житков, Издательство «Детская литература» 1983;

6. «Мои товарищи» А. Гайдар, Издательство 1984

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5 лет «Лимонные загадки» Конспект познавательного занятия (опытно-экспериментальная деятельность) «Лимонные загадки» Автор разработчик: Журавлева Светлана Викторовна.

Исследовательская работа «Способы поддержки детской инициативы у детей 5–6 лет в процессе игры-драматизации» Цель исследования: выявить и апробировать способы поддержки детской инициативы детей 5-6 лет в процессе игры-драматизации.

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности «Теремок построим сами». Младший дошкольный возраст Предлагаю Вашему вниманию конспект ННОД в игровой форме,познавательно - речевой,с художественно - продуктивным результатом по 5 образовательным.

Познавательно-исследовательская НОД «Для чего человеку нос» для детей 5–6 лет Возраст детей 5-6 лет Новые первичные представления Нос у человека не только орган дыхания, он помощник в определении вкуса. Цель воспитателя.

Познавательно-исследовательская деятельность «Охотники за батарейками» для детей от 6 до 7 лет Познавательно-исследовательская деятельность «Охотники за батарейками» Цель: Познакомить детей с вредом, наносимым батарейками окружающей.

Познавательно-исследовательская деятельность «Вода-водичка» для детей 3–4 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8 Познавательно – исследовательская деятельность.

Познавательно-исследовательская работа в жизни детей «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает.

Экспериментальная исследовательская работа «Как вырастить кристаллы?»Экспериментальная исследовательская работа «Как вырастить кристаллы?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ Экспериментальная.

Экспериментальная исследовательская работа «Секреты древесины» Автор: Хожайнов Артем группа компенсирующей направленности для детей 6-7 лет №8 Руководитель: воспитатель Моисеева Елена Ивановна.

Экспериментальная исследовательская работа «Мир камней» в группе комбинированной направленности Автор: Бацких Ева группа комбинированной направленности для детей 6-7 лет №8 Руководитель: воспитатель Моисеева Елена Ивановна Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная исследовательская работа для детей 6–7 лет «Самолет построим сами»
Опубликовано: 11 апреля 2019 в 22:26
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД