Елена Камышева
Познавательно-исследовательская деятельность «Охотники за батарейками» для детей от 6 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность
«Охотники за батарейками»
Цель: Познакомить детей с вредом, наносимым батарейками окружающей среде и правильным способом их утилизации.
Задачи:
1. Расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.
2. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Охотники за батарейками“ для детей от 6 до 7 лет» размещена в разделах
- Батарейка. Экологические акции по сбору батареек
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Ожидаемые результаты: Понимание детьми, что утилизация батареек – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;
Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Словарь новых слов: батарейка, утилизация.
Оборудование: Презентация; мультимедийное оборудование; игрушки, работающие от батареек; батарейки разных видов. Банка с водой, крышка смазана черной гуашью изнутри. Горшок с погибшим ростком. Контейнер со значком «переработка». Медальки «Охотники за батарейками».
Предварительная работа:
- Чтение энциклопедии «История батарейки»; рассматривание иллюстраций;
- Организация сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Юные экологи»
- Беседа на экологическую тему: «Спасем планету».
Ход познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитатель: Ребята, я сегодня едва не проспала. Мой будильник не прозвонил вовремя! (демонстрирует будильник). Я его крутила - вертела, а потом всё же поняла. А вы как думаете, что с ним произошло, отчего электронное устройство отказалось работать? Что в нем вышло из строя? Подсказка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!
Слайд 2.
Дети: Из-за того, что в них разрядились батарейки!
Воспитатель: Молодцы! Да, в моём будильнике разрядились батарейки! Открываю крышечку, а там обычные пальчиковые батарейки! Ребята, как вы думаете, почему их называют пальчиковыми?
Слайд 3.
Дети: Они похожи на пальчик!
Воспитатель: Да, и это одни из самых распространённых батареек! (демонстрирует). А какие ещё бывают батарейки?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, в магазине часто можно увидеть ещё мизинчиковые батарейки, так как они похожи на мизинец и батарейки – таблетки. (Демонстрирует и даёт рассмотреть ребятам).
Слайд 4.
Воспитатель: А кто из вас знает, зачем приборам нужны батарейки?
Дети: Они дают электричество!
Воспитатель: Абсолютно верно, батарейки дают электричество. Электрические приборы - холодильники, телевизоры, компьютеры и многие другие - могут работать, только если их подключить к такому источнику тока. А как мы подключаем электрические приборы?
Дети: Включаем их в розетку!
Воспитатель: А откуда ток берётся в розетке?
Дети: Приходит по проводам от больших мощных электростанций.
Слайд 5.
Воспитатель: Батарейки - это маленькие источники электрического тока. Но вот откуда ток в них берётся?
Дети делают предположения.
Воспитатель: Чтобы разобраться в этом вопросе, надо понять, что такое электрический ток. Слайд 6.
Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а электричество. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Слайд 7.
А как же устроена батарейка? Слайд 8.
У каждой батарейки есть положительный полюс (это ионы) и отрицательный (это электроны). Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к своим ионам. И как только мы прокладываем им дорожку - проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электронов – и есть электрический ток. В процессе работы батарейки электроды постепенно разрушаются и батарейки садятся.
Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека. А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, человек погибнет. Поэтому приближаться к розеткам детям строго запрещено.
Слайд 9.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Для этого мы встанем в большой круг и возьмем веревку в руки. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.
Игра «Ток бежит по проводам»
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на верёвке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним правила безопасного обращения с электричеством (дети читаю стихи).
1. Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать! (Элина).
2. Не дёргай шнур и не тяни
Затея выйдет боком
Порвётся провод и тебя
Ударить может током. (Леша).
3. Знай, любые провода
Поврежденные - беда!
Ведь они опасны слишком -
Замыкание, как вспышка! (София).
4. Гвоздик или пальчик
В розетку не вставлять
Электричество опасно
Это каждый должен знать. (Радмилла).
5. Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя, тушите свет
И приборы тоже! (Миша).
Воспитатель: Вот теперь мы разобрались, что такое батарейка и как она работает! А вот сумеете ли вы правильно её поставить в электроприбор?
Сначала нужно осмотреть батарейку, отыскать на ней знаки Плюс и Минус. Затем отыскать такие же знаки на корпусе прибора и поставить батарейку именно так, как изображено. Ну что, проверим, сможете ли вы правильно вставить батарейки, например, в игрушки.
Дети делятся на пары. Каждая пара получает игрушку и батарейки. Ребятам предлагается вставить батарейки в игрушку. Если всё сделано правильно, игрушка работает.
Воспитатель: А теперь я поменяю батарейки в моём будильнике. (Меняет батарейки). И вот, будильник снова работает, стрелка движется. А что же сделать с использованными батарейками?
Воспитатель: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо посмотреть на саму батарейку. На каждой батарейке есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер. Слайд 10.
Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизовать. Оказывается, батарейка может быть опасна. Как вы думаете, чем?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, в батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находясь в батарейке, временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, и в воздух. Слайд 11.
Воспитатель: У меня как раз есть росток недавно посаженного лимонного дерева! И я решила ускорить его рост с помощью батареек. Смотрите, чем обернулась моя идея - воспитатель показывает увядший росток. Значит нельзя батарейки в землю закапывать! Я навредили ростку! Он завял! Оказывается, если батарейку закопать в землю, можно навредить растениям, которые в ней растут, а еще и животным, которые эти растения едят.
Воспитатель: Последствия закапывания батареек в землю мы уже видели. А теперь давайте проведем эксперимент с водой!
Опыт с банкой. В банку наполненную водой, поместить батарейку. Крышка плотно закрыть, а банку интенсивно потрясти. Крышку банки заранее смазать черной гуашью изнутри. Когда вы будете трясти банку, гуашь с крышки окрасит воду в черный цвет.
Воспитатель: Ну что, ребята, будем мы батарейки в землю закапывать и в воду выбрасывать?
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь, ребята, я вам покажу, как правильно поступать со старыми батарейками. Я объявляю вас всех «Охотниками за батарейками», награждаю вас отличительными значками. И теперь вы всегда будете утилизировать батарейки правильно. Вы будете выбрасывать их в специальный контейнер, который есть в нашей группе, и вы вместе со своими родителями сделаете такой же дома, а из него батарейки отправятся в пункт переработки.
(Подходят, берут батарейки, бросают в контейнер).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильное решение! Давайте вместе заботиться о нашей планете и не загрязнять землю и воду.
Самоанализ образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет.
Воспитатель Камышева Елена Александровна
Тема образовательной деятельности : «Охотники за батарейками»
Образовательная деятельность относится к образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Образовательные задачи: Расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.
Развивающие задачи: Развивать познавательные и творческие способности детей.
Воспитывающие задачи: Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.
Содержание и структура образовательной деятельности соответствует возрастным особенностям детей и поставленным задачам. Дети с первых минут были заинтересованы и интерес поддерживался на всех этапах образовательной деятельности. Прослеживалась последовательность, и взаимосвязь всех этапов при этом сохранялась единая сюжетная линия. Методы, приёмы и средства обучения соответствовали поставленным задачам и возможностям детей. Мною применялись разнообразные методы – наглядный, практический, словесный; приё мы: объяснение в сочетании с показом, вопросы разного характера, указания, проблемная ситуация, игровые ситуации. Средства обучения, наглядный и дидактический материал, использован эффективно, в полной мере; динамическая пауза (игра «Ток бежит по проводам») позволила повысить внимание детей Разнообразие видов деятельности, обеспечивало стабильность учебно-познавательной атмосферы. Контрольную функцию правильного выполнения задания осуществляла сама.
Образовательная деятельность проходила в оптимальном темпе, протяжённость соответствовала СанПиН.
Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной.