Познавательно-исследовательская деятельность детей по технологии «Путешествие по реке времени»

Кристина Луковникова
Познавательно-исследовательская деятельность детей по технологии «Путешествие по реке времени»

Ф. И. О. педагога: Луковникова Кристина Ильинична

Название учреждения: муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21»

«Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь» Я. Корчак

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Учитывая вышесказанное, пришла к выводу о необходимости внедрения инновационной технологии «Путешествие «по реке времени» Н. А. Коротковой, которая позволяет решать задачи стандарта. Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить следующие направления в развитии и образовании детей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Актуальность применения проведения образовательной деятельности в форме «Путешествие «по реке времени» в том, что данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и позволяет дать детям представление об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у ребенка развивается речь, он познает много новых для него слов.

В систематической и целенаправленной работе по внедрению технологии «Река времени» развитие активного словаря возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее.

Карта-панно «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации — «метки» каждой остановке во времени. Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Технология строится на следующих принципах:

Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

В качестве примера предлагаю материал из опыта работы.

Мною был разработан проект на тему: «Путешествие в прошлое часов»

Проблема: зачем человеку понадобились часы?

Цель: знакомить детей с историей создания часов.

Задачи:

1. Совершенствовать знания детей о предмете рукотворного мира «часах», понятии «время».

2. Знакомство детей с историей появления часов:

с разными видами часов;

детей с устройством часов;

детей с профессией - часовщик.

3. Воспитывать бережное отношение к предметному рукотворному миру, труду взрослых, аккуратность и пунктуальность.

Возраст детей:5-6 лет.

Форма презентации: открытие «Музея часов».

Вид: исследовательско – творческий

Тип проекта: краткосрочный проект.

Этапы работы над проектом:

1 этап - подготовительный

Цель: определить основные направления работы.

Систематизация материала по данному вопросу.

Подбор экспонатов для организации мини-музея «Часы».

Изучение научной литературы по данному вопросу.

Подбор художественной литературы.

Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

Подбор материалов для проведения исследования.

Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап - основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

Работа с детьми:

Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время, «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Что я знаю о часах».

Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин, «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени».

Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».

Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».

Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

Рассматривание иллюстраций часов.

Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов».

Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

Создание презентации «Путешествие в прошлое часов».

Работа с родителями:

Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.

Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).

3 этап - заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

Создание мини-музея «Часы».

Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов».

Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.

Рефлексия с детьми по проведенной проектной деятельности (Понравилось ли вам создавать панно «Река времени»? Какие эмоции вы испытывали при рассматривании мини-музея «Часы»? Что запомнилось вам больше всего? и т. д.)

Список использованной литературы:

1. Глухова Н., Колесо времени, Обруч, № 6, 2005.

2. Савенков А., Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания, Самара, «Учебная литература», 2000.

3. Зарипова А., Элементарная поисковая деятельность в детском саду, Дошкольное воспитание, № 7, 1994.

4. Савенков А., Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании, Дошкольное воспитание, № 4, 2006.

5. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, Москва, Просвещение, 1991.

6. Жуковская Р. И., Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, Москва, Просвещение,1968.

7. Артамонова О. В., Организация предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях, Тольятти, Информационно-технический центр при Комитете по образованию администрации,1994.

8. Петровский В. А., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении, Москва, 1993.

Публикации по теме:

Мастер-класс к педсовету «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» Доклад и мастер – класс к педсовету Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» Цель: систематизация.

Конспект нестандартного развивающего познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие по реке времени» «Экскурсия в музей истории железнодорожного транспорта или путешествие по реке времени»[/h3] Цель: создать условия для ознакомления детей.

Познавательно-исследовательская деятельность «Знакомство детей с цементом» .

Конспект занятия в старшей группе 5–6 лет с использованием ИКТ «Путешествие по «реке времени» в прошлое телефона Тема: «Путешествие по «реке времени» в прошлое телефона» Цель занятия: Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов, посредством.

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшей группы «Огород на окне»Познавательно-исследовательская деятельность детей младшей группы «Огород на окне» Воспитатели: Терещенко О. Н, Безрукова М. А. На окнах нашего детского сада зазеленел огород. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период Составитель: Сергеева Ирина.

Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшей группы «Где живёт капелька?» Тема: Где живёт капелька? Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности Задачи:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Вода-водичка» для детей 3–4 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность детей по технологии «Путешествие по реке времени»
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 15:12
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

Фотоотчёт «Летние художественные работы учащихся 3–5 классов. Часть-2»
Прекрасного летнего дня, дорогие коллеги! Приглашаю Вас на вторую часть фотоотчёта летних художественных работ моих учеников. В течение лета на базе школы...
Сценарий праздника в 9-х классах «Последний звонок»
( 2019 год) Сцена оформлена под "класс". Парты выставлены в 2 ряда. На центральной стене - проектируется заставка "Школьная доска с надписью "Последний...