Моторина Наталья Анатольевна
Экспериментальная площадка по теме «Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях…»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Карачельский детский сад»
Шумихинского района Курганской области
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА
«Формирование у детей дошкольного возраста
начальных представлений о профессиях,
о людях труда села Карачельское»
Актуальность темы эксперимента
Публикация «Экспериментальная площадка по теме „Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях…“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.
В МДОУ «Карачельский детский сад» воспитание, образование и развитие детей дошкольного возраста строится в соответствии с программой «Радуга» Т. Н. Дороновой. В этой программе уже с младшего возраста (2-4 года) есть знакомство с профессиями через сюжетно-ролевую игру. В группе для детей оборудованы соответствующими атрибутами игры в больницу, шофера, парикмахера и т. д. Малыши учатся пользоваться игрушечными инструментами.
В среднем возрасте (4-5 лет) представления о труде взрослых расширяются, проводятся экскурсии в магазин, пожарную часть, на почту и т. д. Закладываются основы созидательного отношения к миру и готовности совершать трудовые усилия.
В старшем возрасте (5-7 лет) формируются предпосылки трудовой деятельности. Продолжается знакомство с трудом взрослых. В детях поддерживается чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами, подчеркивается его значимость для других.
Казалось бы, что все стороны данного вопроса в программе рассмотрены и ничего нового здесь нет. Но, тем не менее, мы решили обратиться к данной теме, так как на наш взгляд авторы программы не уделили должного внимания некоторым вопросам, которые, по нашему мнению, являются очень важными, актуальными.
Во-первых, в программе не ни слова о знакомстве с трудом родителей- жителей села, в котором живут дети, не запланированы встречи с людьми различных профессий.
Во-вторых, не указано на воспитание у детей гордости за труд своих родителей, знакомство с профессиональными династиями.
В-третьих, в программе нет задачи знакомства детей с тем, какими качествами характера должен обладать человек той или иной профессии (например, врач должен быть добрым, отзывчивым; пожарный – смелым, отважным и т. д.).
В-четвертых, работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы в семье дети видели со стороны взрослых не раздражительность, не отбывание повинности по отношению к труду, а радость, удовольствие, удовлетворение результатами своей профессиональной деятельности.
Таким образом, все перечисленные выше пункты доказывают актуальность и необходимость выбранной проблемы, которая, в свою очередь, перекликается с темой эксперимента в МОУ «Карачельская основная общеобразовательная школа» - «Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению на всех ступенях обучения», что обеспечивает преемственность между детским садом и школой.
Объект эксперимента :
Процесс формирования у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское.
Предмет эксперимента :
Система работы по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.
Цель эксперимента :
Сформировать у детей дошкольного возраста начальные представления о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.
Задачи эксперимента :
1. Изучить педагогическую, методическую литературу по проблеме эксперимента.
2. Пройти курсы повышения квалификации по теме эксперимента.
3. Разработать нормативно-правовую базу по данной проблеме.
4. Разработать и апробировать систему работы по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.
5. Провести мониторинг, выявить результативность данной темы.
Гипотеза:
Процесс формирования у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии будет эффективным,
если он будет осуществляться через:
• опору на разработанную нормативно-правовую базу и методическое обеспечение программы;
• методическую работу с педагогами и прохождение ими курсов повышения квалификации;
• разработанную и апробированную систему работы:
-занятия по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому развитию;
-проведение экскурсий на производство и встречу с интересными людьми;
-дополнительное образование (кружковую работу) и досуговые мероприятия
-создание соответствующей развивающей образовательной среды;
-организацию сюжетно-ролевых игр;
-организацию посильного труда детей на участке и цветниках;
-знакомство с правилами выращивания овощных, цветочных растений;
-взаимодействие педагогов с родителями;
-взаимодействие с социумом;
• опору на разработанные критерии и показатели реализации программы,
отслеживание результатов реализации программы через мониторинг.
Теоретико-методологическая основа эксперимента
1. Теория личностно-ориентированного обучения (Н. А. Алексеев, Г. А. Берулава, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская);
2. Теория развития познавательного интереса (Г. И. Щукина);
3. Теория педагогического проектирования (Н. А. Алексеев, Е. С. Заир-Бек, Г. Л. Ильин, Е. А. Крюкова, В. Е. Радионов, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков);
4. Теория инновационно-технологических компонентов профессиональной деятельности педагога: проектирование, технологичность, стандартизация, мониторинг, инструментализация (Н. Н. Манько, Р. М. Феденева, М. В. Черных)
Методы исследования
Эмпирические методы:
• Изучение литературы по теме исследования;
• Изучение нормативных, инструктивно-методических документов по проблеме;
• Педагогическое наблюдение;
• Социологические методы – опросы, беседа, интервьюирование;
• Анкетирование;
• Тестирование;
• Изучение и обобщение опыта;
• Эксперимент.
Теоретические методы:
• Прогнозирование, проектирование, моделирование;
• Мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, типологизация, обобщение, сравнение, систематизация);
• Анализ понятийно-терминологической системы.
Этапы подготовки и проведения эксперимента
Диагностико-прогностический этап (март- август 2010 года)
1. Постановка проблемы и обоснование ее актуальности
2. Сбор, систематизация теоретического материала по проблеме
3. Выявление готовности педагогов ДОУ к реализации эксперимента
Проектировочный этап (сентябрь – декабрь 2010 года)
1. Постановка цели эксперимента
2. Формирование гипотезы
3. Прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий
4. Продумывание компенсационных мероприятий
5. Подготовка программы экспериментальной работы
6. Разработка плана мероприятий по реализации эксперимента
Организационно-практический этап (январь 2011 – декабрь 2012 года)
1. Подготовка педагогического коллектива к деятельности в режиме эксперимента
2. Обеспечение условий для реализации программы эксперимента (подготовка материальной базы, научно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение)
3. Реализация программы эксперимента
4. Отслеживание промежуточных результатов
5. Корректировка программы экспериментальной работы
Обобщающий этап (январь – декабрь 2013 год)
1. Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствие с результатами.
2. Обобщение, оформление и описание хода и результатов эксперимента
Ожидаемые результаты
• В результате экспериментальной работы будет создана и разработана нормативно-правовая база.
• Изменены подходы педагогов к содержанию, формам, способам организации воспитательно-образовательного процесса.
• Создана система работы по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.
• Углублены знания детей о людях труда с. Карачельского, о специальностях родителей, о качествах характера, присущих людям той или иной профессии.
Формы предоставления результатов
• Пакет нормативно-правовых документов
• Выступления на семинарах, совещаниях различного уровня
• Презентация по теме эксперимента
• Отчеты по завершении каждого этапа эксперимента на заседаниях педагогических советов ДОУ
• Отчеты о промежуточных результатах эксперимента на РЭС
Прогноз возможных негативных последствий
1. Неприятие вводимых новаций участниками образовательного процесса в силу отсутствия мотивации
2. Отсутствие контакта со стороны организаций, родителей
3. Низкий интерес к нововведениям со стороны педагогов
Способы коррекции, компенсации негативных последствий
1. Индивидуальная работа с воспитателями, родителями, воспитанниками.
2. Налаживание контакта, работа с руководителями организаций.
3. Моральное и материальное стимулирование педагогов.